Задать вопрос
- комментарии отключены -
Екатерина спрашивает:
Добрый день! Помогите,пожалуйста, разобраться. В книгах, молитвах есть Бог и Господь. И не понятно где упоминается Бог отец, а где Иисус Христос.
Иерей Димитрий Трифонов, клирик храма Александра и Антонины Римских отвечает:
Здравствуйте, Екатерина. Принципиального значения это не имеет: где обращаемся к Отцу, там и к Сыну. "Я и Отец одно",-говорит Сам Господь.
Вероника спрашивает:
Здравствуйте, батюшки. У меня такой вопрос: почему Лот боялся жить в Сигоре (гл.19, ст.30) и ушел оттуда? И почему дочери решились родить от него (в комментариях объясняется, якобы дочери решили, что кроме них на земле никого не осталось. Но ведь до этого все трое были в Сигоре, а Сигор Господь не поразил, и там наверняка были люди)?
Иерей Димитрий Трифонов, клирик храма Александра и Антонины Римских отвечает:
Здравствуйте, Вероника! Лот уходит из Сигора,боясь казни и этого города. Ему же вовсе не было известно о диалоге Авраама с ангелами. Видимо,он посчитал,что уничтожение Содома и Гоморры было связано с поруганием над ним и его семьёй.
Что касается дочерей,то их св.толкователи(по крайней мере, свт.И.Златоуст точно)оправдывают: они поселились в безлюдной месте,что происходило вокруг-неизвестно (вдруг как потоп-огонь сошёл на все города кроме их пещеры?). Пещеру они не покидали, к ним никто не приходил,поэтому остаться без детей для них являлось объективной реальностью.
Мой слабый ум не соглашается только с полным оправданием дочерей. Даже если учесть все вышеперечисленные факты, то сами дети становятся родоначальниками тех племён,которые затем часто в Библии будут упоминаться как враги Израилю...И нет ли в этом указания на неправильность поступка дочерей?!
Но такие мысли противоречат толкованию отцов...
Лена спрашивает:
Здравствуйте,Иерей Димитрий Трифонов.
У меня два вопроса, это первый.
Всегда слышала такую точку зрения,что Евангелие писано переписано, исправлено в пользу церкви и т.д.
Все что нашла перечитала, закралось сомнение.
Первоначально Евангелие от Матфея было написано на еврейском языке, в Палестине асиро-халдейском языке, но еврейскими буквами. Из Пеллы это Евангелие распространилось по всей стране Заиорданской. А еще узнала, что еретики исказили это еврейское Евангелие, и оно было оставлено Церковью.
"Первоначальное Евангелие от Матфея на еврейском языке было утрачено."
"Но его место занял греческий перевод этого Евангелия, перевод вполне верный, точный, иначе Церковь не приняла бы его за подлинное Евангелие от Матфея."
Если первоначальный перевод утрачен, почему греческий перевод верный? У евреев утрачен, а у греков как всегда все есть? Нет подтверждения, того что апостол Матфей, был в Греции, когда пришло время апостолам разойтись.
Да есть предание, что Евангелие от Матфея переведено самим апостолом Матфеем , но есть и другое предание, перевод сделан евангелистом Иоанном Богословом. Получается нет данных о точном переводе Евангелия, только предположения?
Я обратила внимание еще на некоторые моменты , которые указывают на то что, не непохоже на перевод Апостола, скорее всего на перевод добрых иудеев, но о этом я спрошу следующем вопросе.
Спасибо.
Иерей Димитрий Трифонов, клирик храма Александра и Антонины Римских отвечает:
Здравствуйте, Елена.
Не смотря на утрату текста, сам дух Евангелия сохранён. Фраза "Евангелие исправлено в пользу Церкви", звучит по меньшей мере смешно. Евангелие хранилось Церковью, в этой же Церкви приобрело словесное выражение. Не менее десятилетия, а то и более в Церкви вообще не существовало письменного Евангелия! Все передавалось из уст в уста. Поэтому Церковь и настаивает на чтении Священного Писания в комментарии СВЯТЫХ отцов.
Алена спрашивает:
Здравствуйте.Таинство Евхаристии под видом хлеба и вина преподносится тело и кровь Христовы. Это значит,что хлеб и вино изменяются по составу и становятся истинными плотью и кровью или же они не изменяются по составу, а просто соединяются с Божеством? Очень интересно-когда мы причащаемся кровью и плотью Господа,то в нас по настоящему течет та самая настоящая кровь,которая текла в венах Господа при его земной жизни?
Иерей Димитрий Трифонов, клирик храма Александра и Антонины Римских отвечает:
Здравствуйте, Алена. Церковь учит о приложении хлеба и вина в Тело и Кровь Христовы,а не о пресуществления(т.е. изменении вина и хлеба по существу). Грубо говоря,если взять на анализ евхаристические Дары, то они продолжают оставаться хлебом и вином.
В практике Церкви известны не единичные случаи изменения Хлеба и Вина в Тело и Кровь видимо,по существу. К такому "чуду" Церковь относится категорически отрицательно, видя причину такого изменения в неверии в таинство священника или общины. В таком случае церковные правила повелевают останавливать Службу и сугубо(на коленях и со слезами)молиться всем присутствующим на Службе до изменения Святых Даров обратно в вино и хлеб.
Если Вас интересует этот вопрос подробнее,то рекомендую прочитать: Точное изложение православной веры пр.Иоанна Дамаскина(гл.XIII(86)-О Святых и [Пре]чистых Таинствах Господних); Православный катехизис - еп.Александр (Семёнов Тян-Шанский),часть 3,гл.Евхаристия.
Если что-то будет непонятно или захочется ещё что-то прочитать на эту тему-пишите.
Алена спрашивает:
Добрый вечер!Как вы относитесь к профессору Осипову-полезно ли его слушать? Моему мужу он "не симпатичен"-он считает,что Осипов говорит чушь.А мне слушать нравится его-просто хотелось бы узнать: он учение о Господе понимает правильно ?
Иерей Димитрий Трифонов, клирик храма Александра и Антонины Римских отвечает:
Здравствуйте, Алена.
Алексий Ильич Осипов является профессором Московской Духовной Академии, активным проповедником Русской православной Церкви. Учитывая это, конечно же к его деятельности в целом, Церковь относится положительно,иначе бы он не был профессором.Конечно,как человек,Алексей Ильич вполне может ошибаться, но для оценки подобной личности необходимо самому быть если не профессором, то хотя бы иметь серьёзное богословское образование,чего Ваш муж, думаю, не имеет, и поэтому его выводы скорее напоминает лай Моски на слона.
Неоднократно слышал от разных духовных лиц о положительной характеристике его лекций и выступлений на нравственные темы и неоднозначного отношения к догматическим темам,особенно касающихся природы во Христе и Его воплощении.
Что касается лично меня,то мне его выступления нравятся,слушаю его и даже имел опыт личного общения с профессором. Хотя и согласен с критикой его догматики в вопросах о Евхаристии.
Елена спрашивает:
Здравствуйте!Как и все женщины я дочь,жена,мама.В обилии и разнообразии домашних хлопот и семейных забот на что в первую очередь обратить внимание верующей женщине?На всегда накрытый стол?На заботы о детях?Ведь все сразу все равно не получается делать.
Протоиерей Игорь Шашков, настоятель храма Александра и Антонины Римских отвечает:
Здравствуйте, Елена.
Я как женатый человек, могу высказать свое мнение о главной обязанности православной жены и матери.
Я бы поставил на первое место мирное устроение сердца, радость от благодарности Богу, честность, принципиальность, но без глупого педантизма. Важно также, чтобы женщина любила молиться, пусть коротко, но искренне.
Елена спрашивает:
Здравствуйте!Я живу во втором браке, от первого брака дочь.Я чувствую свою вину,ведь первый брак не сложился и дочь с отцом не видится.А во втором браке ссоры, и у дочери с отчимом плохие отношения.Как не навредить душе ребёнка?Чем помочь и как искупить свою вину перед дочерью?
Иерей Владимир Москалев, клирик храма Александра и Антонины Римских отвечает:
Здравствуйте, Елена! К сожалению, частый случай в нашей жизни, когда по нашим грехам, по совершенным нами ошибкам страдают наши дети. Из Священного Писания мы знаем, что есть две наибольшие заповеди: «Иисус сказал ему: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобна ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки» (Мф. 22, 35-40).
Именно на любви мы строим свои отношения с ближними, в том числе и в нашей семейной жизни. В ваших отношениях с дочерью, постарайтесь проявить любовь и заботу о дочери, примиряйте ее с отчимом и конечно, дайте ей возможность общаться со своим отцом. Любой ребенок должен жить в семье где, царит любовь, взаимопонимание и взаимоуважение. Святой старец Порфирий Кавсокалит, на вопрос мамы, как ей вести со своими детьми ответил: «Молись и, когда необходимо, говори с детьми с любовью. Побольше молись и поменьше слов им говори. И ко всем должно быть больше молитвы и меньше слов. Не будем навязчивыми, но будем молиться втайне, а потом говорить, и Бог будет нас внутренне уведомлять, восприняли ли люди нашу беседу. Если снова нет, то не будем говорить. Будем только молиться втайне. Потому что своими разговорами мы становимся назойливыми для других, вызываем их сопротивление и иногда возмущение. Поэтому лучше таинственно говорить с их сердцами посредством таинственной молитвы, чем с их ушами».
По мнению старца, лучшее средство в воспитании детей - это святость родителей: «Когда родители святы и передают это ребенку, то есть воспитывают его в Господе, тогда ребенок, какие бы дурные влияния ни оказывала на него среда, не затрагивается ими, потому что при его дверях будет находиться Премудрость, Христос. Он не будет утруждаться, чтобы стяжать ее. Кажется, что стать хорошим очень трудно. Но в действительности это очень легко, когда у тебя с юности добрый жизненный опыт. При взрослении тебе не понадобится труд, потому что добро внутри тебя, ты им живешь. Ты не трудишься, ты им живешь, это твое достояние, которое ты, если будешь внимательным, сохранишь на протяжении всей своей жизни. …Пусть дети учатся у святых отцов. Учение отцов научит наших детей исповеди, расскажет им о страстях, о зле, о том, как святые побеждали зло в себе. А мы будем молиться, чтобы Бог глубоко проник в них».
Алена спрашивает:
Добрый вечер. Почему надо закрывать зеркала,когда в доме покойник? Правда ли,что когда мы спим наша душа покидает тело?
Протоиерей Игорь Шашков, настоятель храма Александра и Антонины Римских отвечает:
Здравствуйте, Алена. Есть много обычаев которые имеют под собой здравый смысл. Многие из них стали нормами поведения. Про них мы говорим, что это этично, красиво, благородно. Уступать место старшим, поклоном головы приветствовать людей, дать дорогу и не мешать обгоняющему вас автомобилю и т.д. Сложнее обстоит дело с областью таинственного... тайна жизни и смерти. Здесь вступают в силу стереотипы мышления и антроморфизм,- приписыванию Богу, Божественному того, что есть у человека, наблюдается в мире, в работе техники. И вот здесь кто во что горазд!
Если нет Откровения Божественного, тогда человек без покаяния, без трепета, нагло, "взламывает Небо" (как говорят о себе неоязычники) и, например, вместо таинства Покаяния, откровенного разговора, обличения себя перед Богом в присутствии священника, появляется псевдопокаяние. Новоязычники закапывают себя ночью в землю, чтобы "энергия греха" уходила в землю. Глупо, безумно и бесполезно. Хотя, вроде бы логично.. ведь в технике так же.. громоотвод, провода, заземление... Так можно как бы обмануть себя. Не надо нравственно совершенствоваться, молиться, любить ближнего и жить по совести, которую, в свою очередь, нужно корректировать по заповедям Творца. Разум требует объяснения, вот ему и подсовывают псевдодуховную еду, жвачку.
Думаю, что так же обстоит дело и с зеркалами, которые закрывают в доме покойного. Кто-то говорит, что в них можно увидеть мертвеца, кто-то просто объясняет это тем, чтобы убитые горем родственники не видели себя отраженными в зеркалах с печальными выражениями своего лица. Интересно, но все вкладывают свой смысл в "мистические обычаи". Для православного же человека все эти обычаи, приметы не имеют никакого значения. Более того, вера в приметы противоположна вере в Бога. Чтобы нивелировать эти рудименты язычества, приведу примеры подобных вещей из "практики" некоторых районов нашей области.
Например, покойному кладут на лицо блин, а потом его нужно съесть. Или. Ночью выходят на перекрестие дорог с ботинками покойного и бросают их на четыре стороны чтобы усопший пошел "на все четыре стороны". И еще. В спину траурной процессии бросают камни и пыль, чтобы покойный к ним не возвращался... . Смешно? Нет, грустно. Потеряв истинную веру, человек восполняет ее суевериями. От них же избави нас Господь!
Алена спрашивает:
Здравствуйте!Принципиально ли одевать в храм платок или можно любой головной убор(просто зимой удобнее шапку или берет)и зачем при походе на кладбище люди оставляют на могилах еду(печенье,конфеты)-для кого и нужно ли вообще?
Иерей Димитрий Трифонов, клирик храма Александра и Антонины Римских отвечает:
Здравствуйте, Алена! Ношения женщинами платка - это остаток от прежнего ношения одежд в виде покрывала, как зачастую это и изображается на иконах. В современной же практике женщины в чем только не ходят, в том числе и в храм. Поэтому общий и главный принцип, скорее в том, чтобы это было скромно и пристойно.
А что касается еды и напитков на кладбище, то это скорее пережитки языческих верований, которые люди зачастую совершают, особо не задумываясь: «все так делают», «мы так привыкли», «нас так учили» и т.д.
Лена спрашивает:
Здравствуйте! Ни для кого не секрет, в наше время очень популярно паломничество ко всякого рода «чудодейственным источникам», «целителям» и «старцам». («отчитку» затрагивать не буду, так как понимаю, что это крайняя мера церковного чина. ) Большая часть священнослужителей, считают это проблемой современной церковной жизни. И говорят, что ничего плохого в поездках нет, но люди воспринимают такие поездки , как поиск всяких чудес, магической помощи, «таинственных старцев», что это языческое представление, к которому так склонен наш народа. А так же существует мнение, что человек не хочет работать над спасением, преображением своей души и идет легким путем.
Существует и иная точка зрения. Поезжайте с Богом по монастырям и по старцам, если это на пользу душе, ищущей спасения. А если говорить о старцах, то это человек, который преуспел в исполнении Закона Христова, молодой он или пожилой, мирянин он или монах, в священном ли сане или же без него. Одна из миссии старцев на этой земле – увидеть в человеке скрытый его талант, увидеть тот путь, который человеку уготован Богом, помочь и поставить человека на то место, на котором он может принести наибольшую пользу миру». Такие люди нужны миру для того, чтобы народ их искал и с ними советовался.
Я читала биографию Силуана Афонского, обратила внимание на то, что он услышав про могилу замечательного подвижника – затворника Иоанна Сезеновского, подумал: “Если он святой, то значит Бог с нами, и незачем мне ходить по всей земле – искать Его,” и при этой мысли юное сердце загорелось любовью к Богу.
Мой вопрос почему в православии опять и снова противоречия? Неужели это не очевидно, что человек может и ищет чудо, но в этом чуде он хочет найти Бога!
Заранее спасибо.
Протоиерей Игорь Шашков, настоятель храма Александра и Антонины Римских отвечает:
Здравствуйте, Елена. Есть много размышлений о целях и задачах паломничества.
Паломничества, наверное, есть во всех религиях и культурах. Вообще человеку свойственно желать новых впечатлений, ощущений, получать новую информацию. Но человек существо и Богом созданное, и имеющее на себе печать того, что мы называем первородным грехом. Отсюда и такие противоречия. Даже один и тот же человек в разное время под разными впечатлениям в разном устроении духа, принимает разные решения, совершает разные поступки и делает разные выводы. Причем, не просто разные, а именно противоположно разные. Это называется нецеломудрие. Ведь даже Священное Писание может употребляться для гадания, и в Нем можно искать магические тайные советы и зашифрованную для избранных информацию. Можно перед одной и той же чудотворная иконой и посовещаться в молитве, а можно относиться к такому образу как язычник, СЧИТАЯ что не Господь, а сама доска и левкас совершают чудеса. И что, нам нужно, прости Господи за глупую фразу, сжечь все письменное Откровение Божие и все священные изображения?
Не разумнее было бы "дотянуть"мировоззрение паломников до правильного, Православного миросозерцания? Нужно помнить, что Царство Божие "нудится" именно так, а не силком дается человеку. Именно понуждением, постоянным совершенствованием, Преображением от профанного в священное и состоит задача для каждого человека. Все зло в мире, вся пролитая кровь, все войны оправдываются именно "заботой" о высшей цели.
Мы же в истории церкви уже проходили время иконоборства! Мы хорошо помним причины иконоборства, непонимание иконоборцами смысла икон, и цену познания Православного отношения к образу. Да, цену, но цену не только богословских споров, а многих загубленных жизней замученных стойких подвижников.
Я бы предложил следующее:чтобы паломническая поездка была полезной для души, надо чтобы сопровождалась опытным экскурсоводом, а еще лучше возглавлялась образованным священнослужителем.