Летопись

Село Селище на правом берегу Волги, входящее в городскую черту с 1932 года, известно ещё с XIV века. В старину место это было покрыто лесами и называлось Мошениной слободой; население ее было очень незначительно, поэтому и слобода первоначально именовалась Новоселками.

В первой трети XVII столетия Новоселки являлись вотчиной боярина И.М. Глинского; к тому времени здесь имелись две деревянные церкви - во имя святого великомученика Георгия Победоносца и во имя святого пророка Божия Илии. Согласно сохранившемуся устному преданию, князь Глинский (или другое лицо из его семейства) с беременной супругой проезжал по своим владениям, и в Новоселках женщина разрешилась двумя младенцами - мальчиком и девочкой, впоследствии нареченными Александром и Антониной в честь святых мучеников Александра и Антонины Римских. В память об этом событии в Новоселках князем Глинским была воздвигнута деревянная Александро-Антониновская церковь, впервые (вместе с Ильинской и Георгиевской) упоминаемая в костромской писцовой книге 1628 года.

Историческую известность Новоселки получили в связи с событиями Смутного времени. В 1609 году здесь стоял польский воинский отряд Лисовского, пришедший на помощь осажденным в Ипатьевском монастыре сторонникам Лжедмитрия II - "тушинского вора". Здесь же в 1613 году останавливалось посольство Земского собора, прибывшее в Кострому к Михаилу Феодоровичу Романову с вестью о его избрании на престол государства Российского. После этого число жителей Новоселок стало увеличиваться, и образовавшееся село стало именоваться Новое Селище, а затем - просто Селище.

Как указывает Н.Я. Купреянов, "за свою историю село сменило множество владельцев, среди которых были кн. Глинские, кн. Морткины, Супоневы, Карамышевы, Чаплины, Озеровы, Поливановы, Каблуковы и многие другие. В числе владельцев Селища был и боярин Глеб Иванович Морозов, женатый на знаменитой сподвижнице протопопа Аввакума Федосье Прокопьевне Морозовой". По материалам генерального межевания семидесятых годов XVIII века, в Селище имелись две деревянные церкви: "первая во имя святых мучеников Александра и Антониды, другая теплая, во имя великомученика Георгия с приделом во имя пророка Ильи и блаженнаго Василия", 4 господских дома и 68 крестьянских дворов. В 1779-1786 годах взамен деревянных храмов на средства местных помещиков - генерал-майора Александра Филипповича Мошкова, поручика Василия Даниловича Каблукова, Параскевы Степановны Поливановой - и других прихожан была возведена каменная церковь во имя святых мучеников Александра и Антонины в стиле барокко, одноглавая, с увенчанной шпилем трехъярусной колокольней и двумя теплыми приделами: правым во имя святого великомученика Георгия Победоносца и левым во имя пророка Илии. В 1831 году к северо-западу от Александро-Антониновской церкви владельцами одной из усадеб, Мягковыми, была сооружена каменная церковь во имя блаженного Василия Московского, разрушенная около 1931 года (см. с. …..).

В первой половине XIX века вокруг церкви построена каменная ограда с шестью воротами и часовней. В 1861 году на колокольне храма повесили колокол весом 252 пуда (4123 кг), впоследствии сброшенный и разбитый в тридцатых годах ХХ века. В XIX - начале ХХ столетия Георгиевский и Ильинский теплый храм и приделы перестраивались с целью расширения (последняя такая перестройка завершилась в 1914 году). В 1908 году в летнем храме установили новый четырехъярусный резной иконостас; с 1910 года украшением церкви стало пожертвованное ей большое паникадило. Стены и потолок храма были покрыты живописной росписью в 1909-1917 годах. В 1914 году установили резную деревянную сень над престолом летнего храма и новый иконостас в зимнем храме. В начале ХХ века причт Александро-Антониновской церкви состоял из двух священников, диакона и двух псаломщиков. При храме действовало Пантелеимоновское общество трезвости, членами которого в 1911 году значилось 120 человек.

В 1917-1934 годах настоятелем Александро-Антониновской церкви являлся протоиерей Павел Федорович Острогский, исполнявший в начале тридцатых годов обязанности благочинного храмов Костромы. Родился он в 1877 году в селе Прискоково Костромского уезда (ныне - Красносельского района Костромской области); по окончании Костромской Духовной семинарии служил священником в селе Николо-Трестино, а в 1917 году был переведен в Селище. После революции отец Павел дважды - в 1923 и в 1930 годах - привлекался к ответственности по обвинению в "контрреволюционных действиях". В начале 1933 года по благословению управлявшего тогда Костромской епархией священномученика Никодима (Кроткова), архиепископа Костромского и Галичского, отец Павел создал при Александро-Антониновском храме нелегальную кассу для помощи ссыльным священникам и их семьям, куда поступали отчисления из всех городских церквей. Попечением протоиерея Павла Острогского в Селище прибыли и поселились на квартирах друзья и единомышленники святителя Никодима - священномученик Макарий (Кармазин), епископ Уманский, и профессор Московской Духовной академии Н.И. Серебрянский.

В 1934 году органы ОГПУ начали целенаправленные аресты в окружении священномученика Никодима; 30 сентября в Костроме был арестован епископ Макарий, 8 октября - протоиерей Павел Острогский и группа селищенских прихожан. На допросах владыка Макарий и отец Павел держались очень мужественно: последний, к примеру, заявил следователю, что считает советскую власть "властью антихристовой - безбожной, посланной нам за грехи наши, как испытание". По приговору Особого совещания при НКВД СССР от 17 марта 1935 года епископ Макарий, протоиерей П. Острогский и некоторые другие "члены контрреволюционной группы" из Селища были сосланы на 5 лет в Казахстан. В конце 1937 года отца Павла расстреляли в Алма-Ате; судя по всему, тогда же погиб и епископ Макарий. 27 апреля 1938 года подвергся аресту Н.И. Серебрянский, вскоре приговоренный к заключению в "исправтрудлагере" на 5 лет и скончавшийся 23 мая 1940 года.

В тридцатые и последующие годы власти неоднократно предпринимали попытки закрыть Александро-Антониновскую церковь. Этого не произошло благодаря трудам священника Иоанна Костина (в монашеском постриге - игумена Игнатия), служившего в Селище на протяжении четырех десятилетий и скончавшегося в 1971 году. Происходивший из семьи местных крестьян, отец Иоанн отстаивал свой храм, собирал с помощью верующих средства для уплаты огромных налогов, сам постоянно подвергаясь гонениям и преследованиям со стороны богоборцев. Именно ему мы обязаны сохранением Александро-Антониновской церкви во всей ее красоте и благолепии.

В 1977-2000 годах настоятелем Александро-Антониновской церкви был протоиерей Борис Втюрин, один из известных костромских священнослужителей последних десятилетий, пользовавшийся глубоким уважением и любовью среди верующих. Отец Борис родился в 1939 году в благочестивой крестьянской семье, в деревне Садово Тоншаевского района Горьковской (ныне вновь Нижегородской) области. Отец его погиб в 1941 году на фронте. Мать, одна взрастившая сына, посеяла в сердце его семена веры, которые в самом раннем возрасте уже дали всходы. С детства, по признанию самого отца Бориса, он горел желанием служить Церкви. Поэтому сразу после окончания средней школы в 1957 году он переехал в город Яранcк Кировской области, где был ближайший от его родины действующий храм собор в честь Успения Божией Матери. Там обрел он навыки церковного чтения и пения, знание богослужебного устава, практику колокольного звона (впоследствии этот дар был настолько развит, что его звоны были записаны и выпущены Всесоюзной студией грамзаписи "Мелодия"; кроме того, отец Борис являлся постоянным консультантом вновь устраиваемых колоколен и учителем различных звонов на Костромской земле). В Яранске юный служитель Церкви стал опытным псаломщиком. В этом же храме он был повенчан с будущей матушкой, затем разделившей с ним все тяготы священнического служения - Лидией Михайловной.

Дальнейшее его служение проходило в Свято-Духовском храме города Юрьевца Ивановской области. Отсюда молодой псаломщик был призван в кафедральный собор Иванова, где был рукоположен в сан диакона митрополитом Ивановским и Кинешемским Антонием (19 июля 1964 года), а через четыре дня - в сан священника. Преосвященный митрополит Антоний направил молодого иерея настоятелем на приход, но по просьбе приходской общины Свято-Духовского храма города Юрьевца, где отец Борис проходил псаломническое служение, перевел его в этот храм священником второго штата; через два года отец Борис получил назначение быть настоятелем кафедрального собора в честь Успения Божией Матери города Кинешмы. С 1977 года отец Борис перешел в Костромскую епархию, где до самой своей кончины служил в Александро-Антониновском храме.

Кроме исполнения своего основного - приходского - служения, отец Борис посещал центр социальной защиты в Заволжском районе Костромы, устроил храм Покрова Божией Матери в доме престарелых и инвалидов в микрорайоне Малышково. Его отеческой заботой были окружены и дети из детского приюта, в последние годы располагающегося рядом с Александро-Антониновским храмом.

Скончался протоиерей Борис Втюрин после продолжительной болезни в пасхальную ночь с 29 на 30 апреля 2000 года, на шестьдесят первом году жизни. Прихожане Александро-Антониновской церкви, за алтарем которой он погребен, и все православные костромичи хранят память о нем как о добром пастыре, скромном, смиренном и исполненном любви к ближним человеке, неустанно заботившимся о благоукрашении вверенном его попечению храма.

После кончины о.Бориса новым настоятелем храма стал протоиерей Игорь Шашков. Он родился 28 июня 1965 года в Костроме в семье священника – протоиерея Ардалиона Шашкова(1933-1997гг.)Большую часть своего священнического служения о.Ардалион был настоятелем Никольского храма в с.Саметь(Костр.р-н).В 1982 г.Игорь Шашков окончил среднюю школу,в 1983-1985гг.служил в армии ,в зенитно-ракетных войсках ,в 1986-1990гг.учился в Ивановском художественном училище на отделении промышл. графики и рекламы.В 1992 году Игорь Шашков окончил Костромское духовное училище.14 октября 1991 года в Богоявленско-Анастасиином кафедральном соборе Епископ Костромской и Галичский Александр рукоположил его в диакона,24 ноября того же года в церкви Воскресения на Дебре состоялось его рукоположение в священника. С 27 декабря 1991 года по 8 апреля 1992 г.о.Игорь был настоятелем Троицкой церкви в с.Костеневе под Костромой.В 1992-2000гг.он служил в с.Палкине Антроповского района,где в 1993-1996гг. им по образцу старых русских храмов была выстроена деревянная церковь,2 октября 1996 г. Освященная во имя прп.Серафима Саровского. Окончив в 2003 г.заочный курс Костромской Духовной семинарии, о.Игорь в том же году поступил на заочное отделение Шуйского государственного пед.университета ( кафедра религиоведения).В 2006 г. о.Игорь назначен благочинным 2-го благочиннического округа ,включающего в себя храмы заволжской части Костромы и южной части Костромского района. В 2003 году по инициативе отца Игоря и благословению Архиепископа Александра был возобновлён старинный обычай принесения в Александров день в Александро-Антониновскую церковь главной святыни Костромского края – Феодоровской иконы Божией Матери .Спустя 80 с лишним лет утром 23 июня 2003 года чудотворная икона была принесена в храм. Божественную литургию в сослужении многочисленного духовенства совершил архиепископ Костромской и Галичский Александр.

23 июня 2004 г.в Селище состоялось празднование 225-летие закладки Александро-Антониновского храма в камне. Утром этого дня в Заволжье на теплоходе «по водам» был доставлен чудотворный образ Феодоровской иконы Божией Матери. Божественную литургию в переполненном храме совершил архиепископ Костромской и Галичский Александр. После литургии состоялся многолюдный крестный ход, который вначале прошёл вокруг церкви ,а затем проследовал к большому деревянному кресту, воздвигнутому накануне на месте разрушенного храма Василия Блаженного.Возле креста была отслужена панихида «о всех прежде служивших и молившихся на святем месте сем».22 июня 2005 г. На приходском кладбище состоялось открытие и освящение мемориала в честь селищенцев,не вернувшихся с Великой Отечественной войны. Этот мемориал был создан на средства, собранные местными жителями, при помощи администрации города Костромы и Костромского филиала военно-мемориальной компании(директор филиала – полковник запаса М.С.Щемилев).Памятник выполнен в виде развёрнутой книги ,на двух беломраморных плитах – листах которой высечено 109 имён.

По благословению владыки Александра каждое лето ,начиная с 2001 года при храме работает детско-юношеский православный экологический лагерь. За лето в течение двух смен в нём трудятся и отдыхают 50-60 подростков. Ребята занимаются расчисткой погоста, ремонтом крестов на прилегающем кладбище, уборкой заброшенных могил. Утро в лагере начинается с молитвы в храме, на которой прочитывается глава Евангелия. Дети совершают вместе с воспитателем паломнические поездки по храмам и монастырям Костромы и Костр.области. Иногда выезжают и в дальние поездки – к святыням Ярославля, Приволжска, Плёса и даже в ездили молиться в Свято-Троицкую Сергиеву Лавру.

 

Приход много лет окормляет областной детский реабилитационный центр с приютом «Добрый дом»(директор - Логинова М.В.)Священники помогают воспитывать «трудных» детей, оказавшихся в критическом положении.

На попечении прихода находится центр соц.обслуживания Заволжского района. Пенсионеры и инвалиды, которых обслуживает центр, регулярно встречаются со священнослужителями Александро-Антониновской церкви.

Доброй традицией стало проведение уроков, классных часов, тематических бесед селищенскими священнослужителями в школах Заволжского района города.

23 июня – особый день в жизни Селища, день престольного праздника храма. Этот праздник и доныне стараются отмечать в прежних, ещё дореволюционных традициях. После божественной литургии ,отслуженной в Александро-Антониновской церкви , проводятся концерты, конкурсы в старинной липовой алле, посаженной ещё местными купцами, отмечаются юбиляры, раздаются памятные сувениры.

В 2008 году храм принял святыню – список со знаменитой Игрицко-Смоленской иконы Божией Матери. Сам Игрицкий образ Пресвятой Богородицы был украден в послевоенное время из Воскресенской церкви села Любовниково,где он пребывал после разорения и закрытия Игрицкого Песоченского монастыря. Эта икона стараниями отца Игоря и его помощников была помещена в новый киот, изготовленный специально для неё и украшенный резьбой с позолотой. Киот подарен храму Александром Александровичем Метельковым. Образ двусторонний, на обратной стороне изображён Святитель Николай Чудотворец.

В настоящее время регентом приходского храма является матушка Ирина Шашкова,а дети – Глеб, Иван и Алёша – алтарничают в воскресные дни.

Важнейшим событием для храма стало изготовление в Воронеже 12 колоколов и доставка их в Кострому. В день престольного праздника,23 июня 2008 года, при стечении многих прихожан и гостей Александро-Антонининского прихода, после крестного хода архиепископ Александр освятил весь набор колоколов. Задача развеса кампанов на звоннице оказалась весьма непростой. Пришлось менять старые прогнившие балки в арках звона и делать вычинку стен колокольни. Все деревянные конструкции колокольни были заменены новыми - металлическими. В связи с этими радостными событиями по благословению отца Игоря и при его активном участии операторами Иваном и Андреем Куликовыми под руководством режиссёра Татьяны Михайловой,а так же с участием оператора Юрия Михайловича Опельянца был снят фильм, рассказывающий о многовековой истории Александро-Антониновского храма, села Селища,в фильме так же был запечатлен трогательный момент прибытия уникальнейших колоколов.

В ночь с 6 на 7 января 2010 года в жизни прихода случилось важное событие – к началу Праздничной литургии прибыл Председатель Правительства России Владимир Владимирович Путин в сопровождении губернатора Костромской области Игоря Николаевича Слюняева. По словам Владимира Владимировича, братская приходская атмосфера и пение хора ему очень понравилось. По окончании богослужения глава Правительства подарил храму аналойную икону святого пророка Божия Илии. От прихода, в свою очередь, отец Игорь преподнёс ему икону святых мучеников Александра и Антонины, покровителей церкви в Селище.

 

В 2010 году вышла в свет книга, составленная историком Зонтиковым Н.А., которая так и называется – «Церковь святых мучеников Александра и Антонины в Селище в Костроме».Книга посвящена истории единственной в России церкви, носящей имя святых мучеников, истории, уходящей в глубь веков…