Задать вопрос
- комментарии отключены -
Ольга спрашивает:
Здравствуйте! У меня вопрос: есть ли при храме воскресная школа для взрослых?
Протоиерей Игорь Шашков, настоятель храма Александра и Антонины Римских отвечает:
Здравствуйте, Ольга. Да, воскресная школа для взрослых в нашем храме есть. Причем, формы обучения предлагаются разные в зависимости от степени воцерковленности человека. Все подробности вы можете узнать у завуча школы Татьяны Евгеньевны Гуляевой по телефону 89066096244.
Алена спрашивает:
Здравствуйте! Скажите,Иуда Искариот -предатель?Я прочитала в интернете,что Иуда не предатель,а наоборот вернейший ученик,что благодаря его предательству Господа распяли и осуществилось спасение людей,что у Иуды и Господа был договор о предательстве,что Иуда согласился на вечное проклинание его имени из-за любви к Господу и что судить мир будет и Иуда вместе с апостолами,что он исполнил волю Бога-он будет спасен и жить в Царстве Небесном?
Иерей Владимир Москалев, клирик храма Александра и Антонины Римских отвечает:
Здравствуйте, Алена.
В настоящее время нередко приходится сталкиваться с предубеждением относительно роли Иуды в Божественном Промысле. По мнению ряда мыслителей, если бы он не предал Спасителя, Его бы не схватили и не распяли, а, значит, и не было бы Искупительной Крестной Жертвы, не было бы прощения грехов и спасения. В более осторожном варианте эта философская идея подменяется другой: в случае отказа Иуды от предательства, его роль непременно должен был исполнить кто- нибудь другой, ибо в этом состоял Божий план Искупления.
В русле подобных концепций нравственная оценка Иуды варьируется. По одной версии, он был мотивирован вовсе не жаждой наживы (тридцать сребреников – цена раба), а желанием скорейшего проявления Божественной славы Христа. В рамках этого суждения, Иуда будто бы полагал, что когда Господь сделается добычей врагов, тогда непременно проявит и всенародно обнаружит скрытую мощь Своего Божества, чем вызовет всеобщее признание, послушание и спасение.
Ещё более оригинальное утверждение гласит, что Иуда, продав Христа, в действительности Его не предавал, а совершил подвиг смирения и самоуничижения, будто бы он, исполнив задачу предателя, осуществил поручение Господа, чем и послужил реализации Божьего замысла, включавшего взятие Христа под стражу, допрос, Крестные Страдания, смерть. Стало быть, будучи поругаем за предательство, он поругается незаслуженно. Следовательно, комментарий к этой истории следует переписать, ведь в очах Божьих Иуда — великий святой.
Что можно на это сказать? Мнение о том, что Иуда Искариот — как бы и не предатель, является скверным. Следуя этой вольной интерпретации легко прийти к заключению, что заслуга Спасения лежит и на убийцах Христа. Ведь и о них можно (но не нужно) сказать: если бы не убийцы, не было бы Крестной смерти, не было бы победы над адом и Воскресения. Но это — не так. И дело здесь вот в чём. В отличие от людей, детали земного служения Сына Божия были известны Ему ещё прежде творения мира. Он от вечности знал, что многие иудеи, в силу жестокосердия и безрассудства, не примут Его Благовестия, и от вечности знал, что один из Его учеников, польстившись наживой, не устоит. Если бы событиям тех времен, по каким-либо причинам, суждено было развиваться иначе, это повлияло бы на отдельные детали плана Спасения, но не на замысел в целом. Спасение все равно состоялось бы. Злодейство Иуды прямо запечатлено словами Евангелия, свидетельствующими, что предательство он совершил не по душевной простоте и, тем более, не по тайному благословению Божию, а осознанно, по наитию сатаны (Лк.22:3). Кроме того Спаситель лично назвал его диаволом (в то время как подстрекатели к Его убийству были названы «лишь» детьми сатаны Ин.8:44, Ин.6:70).
Отношение Церкви к Иуде как к послушнику диавола ясно обозначено и зафиксировано в иконографии Страшного Суда. Как фрески, так и иконы этого типа воспроизводят его с мешочком в руках (символизирующим кошелек с тридцатью сребрениками), сидящим на коленях у диавола; обоих охватывает адский огонь.
Андрей спрашивает:
Можно ли мотивировать детей деньгами? Если нельзя, то чем?
Протоиерей Игорь Шашков, настоятель храма Александра и Антонины Римских отвечает:
Здравствуйте, Андрей. Все родители осознают они или нет, но всегда мотивируют детей. И способов великое множество. Начиная «с кнута и пряника», заканчивая мотивацией собственным примером и даже деньгами. На память приходит притча. Три человека несут кирпичи. Один объяснил, что его заставляют таскать кирпичи, другой сказал, что за эту работу он получит вознаграждение, а третий сказал, что он носит кирпичи, из которых строится храм. Работа выполняется в любом из этих вариантов, а мотивация, значит и вознаграждение, в том числе и моральное - разное.
Старшее поколение помнит, наверняка, детство и требование мамы: «Пока огород не прополешь - гулять не пойдешь». И пололи, и гуляли. Могло быть и так: «Дочка помоги мне прополоть, а то что-то голова кружится». Или: «Вот осенью продадим часть урожая и купим тебе пальто, брату школьную форму папе запчасти»... Другие рычаги, другая мотивация…
Если платить за выученные уроки, за вымытую посуду, за убранные игрушки деньги, то можно вконец испортить ребенка. Но и если говорить ребенку: «Я тебя родил, и ты мне по гроб жизни обязан, давай, иди, работай!», то и из этого тоже ничего хорошего не получится. Семья и общество это не механическая штуковина - лишь бы работала и не важно как, а живой организм, где свобода и любовь каждого являются созидательной и преображающей силой и целью и средством для ее достижения.
Алексей спрашивает:
У нас трое детей, пока не планируем еще. Скажите, предохранение - грех ли это?
Протоиерей Игорь Шашков, настоятель храма Александра и Антонины Римских отвечает:
Здравствуйте, Алексей. Предохранение… от появления на свет детей. Помолчим и подумает над этой фразой…
Рождение ребенка бывает результатом и следствием любви, супружеской близости и действия Промысла и Благословения Божьего. Если есть супружество, делится брачное ложе, то могут и должны появиться дети. Слияние двух клеток в одну - это величайшая тайна жизни!
Некоторые религиозные культуры позволяют именно как слабости человеческой быть в близости супругам без желания родить… в дни после месячного очищения. Но это очень похоже на лукавство.
Лучше на эти интимные темы говорить со священником лично.
Ангелина, 30 лет спрашивает:
Батюшка, у нас долгое время с супругом нет детей, уже всерьез подумываем о суррогатном материнстве. Как Церковь относится к этому?
Протоиерей Игорь Шашков, настоятель храма Александра и Антонины Римских отвечает:
Здравствуйте, Ангелина.Нет детей... Да, это серьезная проблема.И причина здесь далеко не всегда медицинская. Иногда Господь дает человеку возможность долго молиться о детях, искать и находить, а затем бороться со страстями в себе. И тогда в очищенном подвигом и молитвами семействе рождается очень благодатный и одаренный ребенок. Достаточно вспомнить Авраама и Сарру, Захария и Елисавету, Иоакима и Анну...
Конечно, можно прибегнуть к науке и медицине. Я имею ввиду просто терапию, укрепление здоровья или даже хирургическое вмешательство. Но без первого - без попытки очистить себя в покаянии, чистая медицина иногда приносит и проблемы. Священники знают, если нет духовного подвига, и с помощью лечения все же рождается малыш, то семья испытывает трудности, а иногда и распадается.
Суррогатное же материнство осуждается церковью потому, что оно нарушает базовые, личностные законы бытия. Вынашивание младенца «суррогатной» матерью! Ужас, какое словосочетание! Или убийство «лишних эмбрионов», если их оплодотворилось несколько, Или платные услуги для однополых извращенцев - им выносить ребенка!
Церковь предлагает усыновить малыша, подарить ему любовь. Конечно, это огромный труд - базовое воспитание трудом, послушанием и личным примером. К сожалению, в 21 веке почти не работают даже с родными детьми. А без этого «приемных» вырастить нормальными людьми, не эгоистами почти невозможно…
Елена, 29 лет спрашивает:
Мне скоро 30 лет, я планировала создать семью, родить детей, но пока не ладится... Сейчас уже лезут мысли о монашестве. Правильны ли они? или стоит подождать?
Протоиерей Игорь Шашков, настоятель храма Александра и Антонины Римских отвечает:
То, что вы, Елена, озвучили, для очень многих является и важной задачей и большой проблемой. Дело в том, что супружество необходимо человеку не как эстетическая, или моральная, или даже как физиологическая потребность, а как онтологическая. Если вспомнить первую главу Библии, где говорится о творении мира и вершине Божиего творения - о творении человека, то мы прочтем странные слова: "И сказал Господь Бог: не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему… И навел Господь Бог на человека крепкий сон; и, когда он уснул, взял одно из ребр его, и закрыл то место плотию. И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел ее к человеку. И сказал человек: вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою, ибо взята от мужа. Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут одна плоть" (Быт. 2:18-24) «Нехорошо - это важное ключевое слово. Сверхсовершенный Бог творит все сверхпрекрасно, премудро, «добро зело» (Быт.). А вот человек творится неполноценный, точнее «завершить свою полноту дается самому человеку… в семейном союзе. Более того, человек и познать себя и увидеть себя может лишь отраженным в другом человеке. Человек призван к бытию по образу Создавшего его, по Образу Святой Троицы. Церковь воспринимает брак именно как таинство. В браке один супруг отдает себя без остатка другому супругу, а тот возвращает все даруемое и вместе с ним и себя супругу. «В одну плоть» в одну природу, в единство входят в браке супруги, сохраняя свою личность. Это сверхзадача брака.
Есть потребность чисто физиологическая быть замужем, вместе рожать детей. Но это делают и все животные и насекомые и даже растения, и они имеют прообраз мужского и женского начала - тычинки и пестики. Брак христианский включает в себя всю полноту, и физическое и духовное единство.
О монашестве нам мало открыто, о нем лучше судить монахам. Есть такая монашеская присказка… Если бы люди знали, какую радость испытывают иногда монахи, то все бы принимали монашество, но если бы люди знали какие скорби и трудности бывают у монахов, никто и не думал о постриге. То есть монашество не альтернатива браку, а иной способ Бытия, познания Бога, себя и мира. В монастырь нельзя идти от неудач в миру. Тогда монашество будет прикрытая религиозными атрибутами тоска, противопоставления браку. Нужно так любить Бога и Его одного, что все земное, и семья в том числе, будет маленькой, но все же помехой. Семья, мир, все отражает Творца, но есть возможность познавать Бога «напрямую». Этот путь и избирают монахи.
И еще… 29 лет жизнь только начинается, у Вас все впереди. Молитесь, чтобы Господь открыл вам Свою Волю и замысел о вас. По секрету скажу - даже глупые, но настойчивые просьбы Господь выполняет. Но будет ли нам от этого польза?
Юлия спрашивает:
Здравствуйте. Вчера подруга привезла мне баночку с закваской и рецептом закваски из монастыря Святой Матроны Московской. Эту закваску нужно готовить в течении 6 дней, а затем разделить содержимое на 4 части. Три части раздать, таким образом, что бы человек, с которым поделились этой закваской продолжал ее готовить так же в течении 6 дней с использованием части, которую ему отдали. А оставшуюся часть для себя выпекать и есть, прося у Бога всего хорошего, кроме денег.
Вопрос: Что это, вирус из интернета, или действительно этот рецепт от Матронушки?( хотя я склоняюсь к первому варианту)
Протоиерей Игорь Шашков, настоятель храма Александра и Антонины Римских отвечает:
Здравствуйте, Юлия.
Если коротко, то это действительно "вирус из интернета". Когда не было инета, это был вирус из писем. В 20 веке очень популярны были так называемые "письма счастья" или "письмо счастливому солдату" с таким же содержанием. Нужно что-то переписать, что-то умножить и разослать другим. Иногда бывали приписки - кто так не сделает, тому будет какая-то беда. А кто сделает - тому привалит счастье и исполнение любых желаний. Этакая беспроигрышная лотерея.
Почему эти письма столь популярны народе? Понятно почему! Мы все слишком приземленные, суеверные и двоедушные. На Руси иногда такое было, утром в церковь, а вечером - на капище. А современные гороскопы, а чудовищная вера в приметы, а всякие хиромантии, бабки, колдуны, экстрасенсы... разве это не пережитки природного вируса язычества?
Но не отчаивайтесь! Эта белиберда есть во всех народа и во всех странах. Разница в акцентах и в национальных особенностях. Если посмотреть, и в библейские времена, когда Христос Спаситель ходил по земле и постоянно обличал человеческие измышления и обещал "горе книжникам и фарисеям..". За что? За их учения состоящие из оторванных из текстов Божиего откровения и глупого суетного суеверного толкования оных или просто наглого перевертывания смысла какого-нибудь пророческого текста.
Получается, что это совсем не безобидная человеческая слабость, а подмена высших смыслов и откровение о мире и его спасении.
Ничего не бойтесь, кроме греха! Ничего не делайте, вступая в сделку с совестью! Все проверяйте Библейскими текстами и святоотеческими традициями толкования! Храни нас Бог от всего лишнего, суетного, греховного!
Алена спрашивает:
Здравствуйте!С чего начать борьбу со своими страстями -выбрать одну и бороться с ней или же стараться со всеми сразу
Иерей Владимир Москалев, клирик храма Александра и Антонины Римских отвечает:
Здравствуйте, Алена. Как вы, наверное, знаете, страсть – это греховный навык, вросший в душу; противоестественное действие (движение) человеческой души, заключающееся в ее увлечении чем-либо вместо Бога. Кратко можно сказать, что страсть – это зло, вошедшее в привычку.
Главных страстей восемь: 1. Чревоугодие 2. Блуд 3. Сребролюбие 4. Гнев 5. Печаль 6. Уныние 7. Тщеславие 8. Гордость.
У каждого из нас есть свои определенные страсти, которые нам присущи и с которыми нам бывает, трудно справится. Из всего множества грехов, которые мы совершаем ежедневно, нужно сосредоточиться и вести борьбу именно со страстями, так как они укоренились в нашей душе и причиняют наибольший вред.
Елизавета спрашивает:
Здравствуйте! Подскажите, пожалуйста, является ли известный знахарь А. П. Аксенов приверженцем оккультативного учения? Сам он утверждает, что он не колдун, а именно знахарь, и главным побуждением его деятельности выступает искреннее желание помочь людям. Но, в своих книгах он рассказывает больше о темных силах, о влиянии их на нашу жизнь, о колдунах и ведьмах, о том, как защитить себя и близких от них. Большое внимание уделяет т.н. порчам, и предлагает различные заговоры на воду в определенное время суток. Пусть самим "заговором" являются православные молитвы, меня лично это настораживает. Хотелось бы узнать мнение батюшки. Спаси Господи!
Иерей Димитрий Трифонов, клирик храма Александра и Антонины Римских отвечает:
Здравствуйте, Елизавета. Является ли Александр Петрович колдуном-ответить однозначно не берусь. Для подобной характеристики нужно знать человека лично или же обладать достоверной и обширной информацией о нем.
Исходя же из книг и статей Аксенова, становится очевидной оккультность его взглядов, вера в силу магии и противодействия так называемой "чёрной магии" такой же по сути "белой магией".
Церковь учит нас тому, что "идол в мире ничто и что нет иного бога,кроме Единого"(Новый Завет. Первое послание апостола Павла); призывает Его одного боятся и Ему одному служить.
Алена спрашивает:
Добрый день!После смерти душа человека находится возле тела,а на 3 день возносится и проходит мытарства.Скажите,если и после смерти душа остается свободной,то почему она пребывает рядом с телом-разве нет возможности побывать на литургии в любимом храме(если человек ходил туда),почему бы не посетить какие то святые места,в которые при жизни не могла?Есть ли эта свобода у души в эти 2 дня?
Иерей Димитрий Трифонов, клирик храма Александра и Антонины Римских отвечает:
Здравствуйте, Алена.
Вопрос пребывания души после смерти весьма спорный и окутан многими легендами, версиями, страшилками и т.д.
Есть православная версия о том, что душа после смерти бывает в тех местах, где ей было хорошо при нахождении в теле или оказывается там, куда хотела(мечтала)попасть. Но это лишь версия-вариант.
Православных людей всегда больше интересовал вопрос соединение с Богом, способ избежать участи ада и попасть в рай, чем детализация процесса умирания и самостоятельного пребывания души в отрыве от тела. Поэтому догматически подобные вопросы не разбирались, и однозначного ответа на них нет.