Храм во имя святых мучеников Александра и Антонины в Селище - Вопросы-ответы
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх
Костромская митрополия
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
По благословению митрополита
Костромского и Нерехтского Ферапонта

Задать вопрос

- комментарии отключены -

12 Ноябрь 2016

Оксана спрашивает:
Здравствуйте,у меня много вопросов, которые прилюдно задать не могу. Во многом раскаиваюсь. Можно ли лично поговорить со священником? Как это можно делать? Заранее спасибо.

Протоиерей Игорь Шашков, настоятель храма Александра и Антонины Римских отвечает:
Здравствуйте, Оксана. В практике христианства есть учение о таинствах и обрядах. Обряд - это такое действие, которое содержит в себе символ, скрытый смысл. Можно отнести обряд к коммуникациям, к взаимоотношениям людей, к этике.
Таинства же -это не просто обряды, так сказать стрелочки-указатели или напоминание о чем то важном, вечном и даже священном.Таинства-это взаимоотношения человека и Бога, это новая глубина, (или вершина)которую находит человек в себе. И поэтому таинство - это всегда "изменение ума и сердца", преображение человека.
Думаю, что вы, задавая вопрос, именно об этом думали. У Вас есть сожаление об ошибках, раскаяние, желание поговорить со священником. Что-то важное, возможно сугубо личное ему рассказать, поделиться, и, вероятно, что-то от него услышать.
Поэтому мы приглашаем Вас на таинство исповеди, покаяние. Это бывает вечером на всенощном бдении, утром, перед началом литургии или в другое время, согласованное со священником.
Телефон и время, когда храм открыт, можно найти на главной странице сайта.

09 Ноябрь 2016

Елена спрашивает:
Здравствуйте!Необычный вопрос.Как безболезненно перестроить ребёнка 11 лет с Деда Мороза.Недавно начали воцерковляться,и Дед Мороз не вписывается в христианское учение, и уже невозможно говорить ребёнку то,что раньше,что много лет говорили неправду.

Протоиерей Игорь Шашков, настоятель храма Александра и Антонины Римских отвечает:
Здравствуйте, Елена. Есть вопросы, на которые невозможно малышу компетентно ответить. Научное объяснение явлений природы, например: почему солнце яркое, почему трава зеленая, почему птицы летают, как рождаются дети... Эти и многие другие вопросы по мере взросления получат более развернутое объяснение.
В нашей семье дети "верили" в деда Мороза и по мере взросления сами догадывались, что это сказочный персонаж. Беда в том, что современные дети не знают сказок, они не умеют играть в "дочки-матери" (в создание семейных отношений) в строительные игры (где учиться взаимодействиям со "строительными партнерами"). Ребенок должен через игру познавать мир и находить место себе в этом мире. Это взрослым с их деловым цинизмом надо все препарировать, часто высмеивать. Детям не испорченным проще.
К слову сказать религиозное образование снимает большинство проблем с объяснениями. Можно сказать :"Так установил Господь, и современные ученые через науку пришли к таким-то выводам". Сознание ребенка отличается от взрослого. Малыш воспринимает весь мир целиком, а взрослый по частям. Ребенок, не имея опыта жизни, воспринимает все как должное, как норму, как данность. У него "сказочное", " мифологическое" восприятие мира.
Поверьте, что современные дети в 11 лет уже получают столько информации, что вряд ли для них Дед Мороз является реальным существом. Возможно это-то и плохо.
Как вариант, можно рассказать, что во многих странах перед Рождеством ждут Санта Клауса - святителя Мирликийского Чудотворца Николая. Что он при земной жизни ходил по своему городу и ночью тайно, чтобы его никто не узнал, чтобы избежать греховного тщеславия, подбрасывал в дома деньги и другие полезные вещи-подарки. И мы уподобляясь этому святому делаем в рождественскую ночь друг другу подарки. Правдиво, красиво и понятно.

31 Октябрь 2016

Елена спрашивает:
Здравствуйте.
Очень много существует различных мнений по поводу того, что можно а сто нельзя делать в храме женщинам в критические дни. Каждый на теряешься и не знаешь как правильно поступить. Можно ли ходить в храм? Можно ли ставить свечки? Можно ли прикладываться к иконам, кресту? Можно ли ходить на исповедь? Можно ли ходить ко Причастию?
Извините за нескромный вопрос, но думаю не я одна теряюсь.
Спасибо.

Иерей Владимир Москалев, клирик храма Александра и Антонины Римских отвечает:
Здравствуйте, Елена.
Ответом на ваш вопрос хотел бы предложить статью священника Константина Пархоменко «О так называемой женской нечистоте».
"О, сколько раз за день священнику, служащему в храме, приходится сталкиваться с этой темой!.. Прихожанки боятся войти в храм, приложиться ко кресту, в панике звонят: «Что делать, так готовилась, так готовилась на праздник причаститься и вот…»
Из Дневника: Звонит по телефону одна девушка: «Батюшка, я не могла присутствовать все праздничные дни в храме по причине нечистоты. И не брала в руки Евангелие и святые книги. Но вы не думайте, что я пропустила праздник. Все тексты богослужения и Евангелие я прочитывала по Интернету!»
Великое изобретение Интернет! Даже в дни т.н. ритуальной нечистоты можно прикасаться к компьютеру. И он дает возможность молитвенно переживать праздничные дни.
Кажется, как могут отлучать от Бога естественные процессы организма? И сами образованные девушки и женщины это понимают, но ведь есть же церковные каноны, которые запрещают посещение храма в определенные дни…
Как решить этот вопрос?
Для этого нам нужно обратиться еще к дохристианским временам, к Ветхому Завету.
В Ветхом Завете существует масса предписаний относительно чистоты и нечистоты человека. Нечистота – это, прежде всего, мертвое тело, некоторые болезни, истечения из половых органов мужчин и женщин.
Откуда эти представления появились у иудеев? Проще всего провести параллели с языческими культурами, в которых также существовали похожие предписания о нечистоте, однако библейское осмысление нечистоты гораздо глубже, чем кажется на первый взгляд.
Безусловно, влияние языческой культуры было, но для человека ветхозаветной иудейской культуры идея внешней нечистоты была переосмыслена, она символизировала некие глубокие богословские истины. Какие? В Ветхом Завете нечистота связывается с темой смерти, которая овладела человечеством после грехопадения Адама и Евы. Нетрудно увидеть, что и смерть, и болезни, и истечения крови и семени как уничтожение зародышей жизни – все это напоминает о человеческой смертности, о некой глубинной поврежденности человеческой природы.
Человек в моменты проявления, обнаружения этой своей смертности, греховности – должен тактично встать в стороне от Бога, Который есть Сама Жизнь!
Так относился к нечистоте подобного рода Ветхий Завет.
Но в Новом Завете Спаситель радикально переосмысляет эту тему. Прошлое – миновало, теперь всякий, кто с Ним, если и умрет – оживет, тем более не имеет смысла вся остальная нечистота. Христос есть – Сама воплощенная Жизнь (Ин.14:6).
Спаситель прикасается к мертвым – вспомним, как Он прикоснулся к одру на котором несли хоронить сына вдовы наинской; как Он позволил прикоснуться к Себе кровоточивой женщине… Мы не найдем в Новом Завете момента, когда бы Христос соблюдал предписания о чистоте или нечистоте. Даже, когда он встречается со смущением женщины, явно нарушившей этикет о ритуальной нечистоте и прикоснувшейся к Нему, Он говорит ей вещи, противоречащие общепринятому мнению: «Смелее, дочь!» (Мф.9:22).
Апостолы учили так же. «Я знаю и уверен в Господе Иисусе, – говорит ап. Павел, – что нет ничего в себе самом нечистого; только почитающему что-либо нечистым, тому нечисто» (Рим.14:14). Он же: «Ибо всякое творение Божие хорошо, и ничто не предосудительно, если принимается с благодарением, потому что освящается словом Божиим и молитвою» (1 Тим.4:4).
В самом прямом смысле апостол говорит о пищевой нечистоте. Евреи считали ряд продуктов нечистыми, апостол же говорит, что все созданное Богом – свято и чисто. Но ап. Павел не говорит ничего о нечистоте физиологических процессов. Конкретных указаний на то, считать ли женщину в период месячных нечистой, ни у него, ни у других апостолов мы не находим. Если исходить из логики проповеди ап. Павла, то и месячные – как естественные процессы нашего организма – не могут человека отлучать от Бога и благодати.
Мы можем предположить, что в первые века христианства верующие сами делали выбор. Кто-то следовал традиции, поступал, как мамы и бабушки, может быть, «на всякий случай», или, исходя из богословских убеждений или иных каких-то причин, отстаивал ту точку зрения, что в «критические» дни лучше не касаться святынь и не причащаться.
Другие причащались всегда, даже во время месячных. и их от Причастия никто не отлучал.
Во всяком случае, мы об этом никаких сведений не имеем, напротив. знаем, что древние христиане еженедельно, даже под угрозой смерти собирались в домах, служили Литургию и причащались. Если бы были из этого правила исключения, например для женщин в известный период, то об этом бы упомянули древние церковные памятники. Они ничего об этом не говорят.
Но вопрос такой ставился. И в середине III века ответ на него дал св. Климент Римский в сочинении «Апостольские постановления»:
«Если же кто наблюдает и исполняет обряды иудейские относительно извержения семени, течения семени, соитий законных, те пусть скажут нам, перестают ли они в те часы и дни, когда подвергаются чему-либо такому, молиться, или касаться Библии, или причащаться Евхаристии? Если скажут, что перестают, то явно, что они не имеют в себе Духа Святого, Который всегда пребывает с верующими… В самом деле, если ты, женщина, думаешь, что в продолжение семи дней, когда у тебя месячное, не имеешь в себе Духа Святого; то следует, если скончаешься внезапно, то отойдешь не имеющей в себе Духа Святого и дерзновения и надежды на Бога. Но Дух Святой, конечно, присущ тебе… Ибо ни законное совокупление, ни роды, ни течение крови, ни течение семени во сне не могут осквернить естество человека или отлучить от него Духа Святого, от [Духа отлучают] одно нечестие и беззаконная деятельность.
Итак, женщина, если ты, как ты говоришь, во дни очищения месячного не имеешь в себе Духа Святого, то должна быть наполнена духом нечистым. Ибо, когда ты не молишься и не читаешь Библии, то невольно призываешь его к себе…
Поэтому, воздерживайся, женщина, от пустых речей и всегда помни о Сотворившем тебя, и молись ему… ничего не наблюдая – ни естественного очищения, ни законного совокупления, ни родов, ни выкидышей, ни порока телесного. Наблюдения эти пустые и не имеющие смысла изобретения людей глупых.
…Брак почтен и честен, и рождение детей чисто… и естественное очищение не мерзко перед Богом, Который премудро устроил, чтобы оно бывало у женщин… Но и по Евангелию, когда кровоточивая прикоснулась к спасительному краю одежды Господа, чтобы выздороветь, Господь не укорил ее, но сказал: вера твоя спасла тебя».
В VI веке на эту же тему пишет св. Григорий Двоеслов. Он отвечает на заданный об этом вопрос архиепископу англов Августину, говоря, что женщина может входить в храм и приступать к таинствам в любое время – и сразу после рождения ребенка, и во время месячных:
«Не следует запрещать женщине во время месячных входить в церковь, ибо нельзя ей ставить в вину то, что дано от природы, и от чего женщина страдает помимо своей воли. Ведь мы знаем, что женщина, страдающая кровотечением, подошла сзади к Господу и прикоснулась к краю одежды Его, и немедленно недуг оставил ее. Почему же, если она с кровотечением могла коснуться одежды Господа и получить исцеление, женщина во время месячных не может войти в церковь Господню?..
Нельзя в такое время и запрещать женщине принимать Таинство Святого Причастия. Если она не осмелится принять его из великого почтения, это похвально, но, приняв его, она не совершит греха… И месячные у женщин не грешны, ибо происходят от их естества…
Предоставьте женщин собственному уразумению, и если они во время месячных не осмелятся подходить к Таинству Тела и Крови Господних, следует их похвалить за благочестие. Если же они… захотят принять это Таинство, не следует, как мы сказали, им в этом препятствовать».
То есть на Западе, а оба отца являлись римскими епископами, эта тема получила самое авторитетное и окончательное раскрытие. Сегодня никакому западному христианину не придет в голову задавать вопросы, смущающие нас, наследников восточной христианской культуры. Там женщина может приступать к святыне в любое время, несмотря ни на какие женские недомогания.
На Востоке же единого мнения по данному вопросу не было.
Сирийский древнехристианский документ III века (Дидаскалия) говорит, что христианка не должна наблюдать никакие дни и может причащаться всегда.
Св. Дионисий Александрийский, в это же время, в середине III века, пишет другое:
«Не думаю, чтобы они [то есть женщины в определенные дни], если они верные и благочестивые, находясь в таком состоянии, дерзнули или приступить к Святой Трапезе, или коснуться Тела и Крови Христовых. Ибо и женщина, имевшая двенадцатилетнее кровотечение, ради исцеления прикоснулась не Его, а лишь края одеж. Молиться же, в каком бы кто ни был состоянии и как бы ни был расположен, поминать Господа и просить Его помощи не возбраняется. Но приступать к тому, что есть Святая Святых, да запретится не совсем чистому душою и телом».
Через 100 лет на тему естественных процессов организма пишет св. Афанасий Александрийский. Он говорит, что все творение Божие «добро и чисто». «Скажи мне, возлюбленный и благоговейнейший, что имеет греховного или нечистого какое-либо естественное извержение, как, например, если бы кто захотел поставить в вину исхождение мокроты из ноздрей и слюну изо рта? Можем сказать и о большем, о извержениях чрева, которые необходимы для жизни живого существа. Если же, по Божественному Писанию, верим, что человек есть дело рук Божиих, то как от чистой силы могло произойти творение скверное? И если помним, что мы есть род Божий (Деян.17:28), то не имеем в себе ничего нечистого. Ибо тогда только мы оскверняемся, когда делаем грех, всякого зловония худший».
По св. Афанасию мысли о чистом и нечистом предлагаются нам «ухищрениями диавольскими», чтобы отвлечь нас от духовной жизни.
А еще через 30 лет, преемник св. Афанасия по кафедре св. Тимофей Александрийский на эту же тему высказался иначе. На вопросы, можно ли крестить или допускать к Причащению женщину, у которой «приключилось обычное женщинам», он отвечал: «Должно отложить, доколе очистится».
Вот это последнее мнение с разными вариациями и бытовало на Востоке вплоть до последнего времени. Только одни отцы и канонисты были более ригористичны – женщина в эти дни вообще не должна посещать храм, другие говорили, что молиться, посещать храм можно, нельзя лишь причащаться.
Но все же – почему нельзя? Внятного ответа на этот вопрос мы не получаем. В качестве примера приведу слова великого афонского подвижника и эрудита XVIII века преп. Никодима Святогорца. На вопрос: почему не только в Ветхом Завете, но и по словам христианских святых отцов месячное очищение женщины считается нечистым, преподобный отвечает, что на это есть три причины:
1. Из-за народного восприятия, потому что все люди считают нечистотой то, что извергается из тела через некоторые органы как ненужное или излишнее, как, например, выделения из уха, носа, мокрота при кашле и проч.
2. Все это называется нечистым, ибо Бог через телесное поучает о духовном, то есть нравственном. Если нечисто телесное, бывающее помимо воли человеческой, то насколько же нечисты грехи, которые мы творим по своей воле.
3. Бог называет нечистотой месячное очищение женщин, чтобы воспретить мужчинам совокупление с ними… главным образом и преимущественно из-за заботы о потомстве, детях.
Так отвечает на этот вопрос известный богослов. Все три аргумента совершенно несерьезны. В первом случае вопрос решается при помощи гигиенических средств, во втором – непонятно каким образом месячные имеют отношение к грехам?.. Так же и с третьим аргументом преп. Никодима. Бог называет нечистотой месячное очищение женщин в Ветхом Завете, в Новом же многое ветхозаветное отменено Христом. Кроме того, какое отношение имеет к Причастию вопрос о совокуплении в критические дни?
Ввиду актуальности этого вопроса его изучил современный богослов Патриарх Сербский Павел. Об этом он написал много раз переизданную статью с характерным названием: «Может ли женщина приходить в храм на молитву, целовать иконы и причащаться, когда она «нечиста» (во время месячных)»?
Святейший Патриарх пишет: «Месячное очищение женщины не делает ее ритуально, молитвенно нечистой. Эта нечистота только физическая, телесная, равно как и выделения из других органов. Кроме того, поскольку современные гигиенические средства могут эффективно воспрепятствовать тому, чтобы случайным истечением крови сделать храм нечистым… мы считаем, что и с этой стороны нет сомнения, что женщина во время месячного очищения, с необходимой осторожностью и предприняв гигиенические меры, может приходить в церковь, целовать иконы, принимать антидор и освященную воду, равно как и участвовать в пении. Причаститься в этом состоянии или некрещеная – креститься, она бы не могла. Но в смертельной болезни может и причаститься, и креститься».
Мы видим, что Патриарх Павел приходит к выводу, что «эта нечистота только физическая, телесная, равно как и выделения из других органов». В таком случае непонятен вывод его работы: ходить в храм можно, а причащаться все-таки нельзя. Если проблема в гигиене, то эта проблема, как отмечает сам владыка Павел, решена… Почему же тогда нельзя причащаться? Думаю, что по смирению, владыка просто не дерзнул противоречить традиции.
Подводя итог, могу сказать, что большинство современных православных священников, уважая, хотя часто и не понимая логики таких запрещений, все же не рекомендуют женщине причащаться во время месячных.
Другие священники (к таковым принадлежит и автор этой статьи) говорят, что все это лишь исторические недоразумения и что не следует ни на какие естественные процессы организма обращать внимание – оскверняет человека лишь грех.
Но и те, и другие не спрашивают женщин и девушек, пришедших на исповедь, об их циклах. Гораздо большую и непохвальную ревность в этом вопросе проявляют наши «церковные бабушки». Именно они пугают новоначальных христианок некой «скверной» и «нечистотой», которую нужно, ведя церковную жизнь, бдительно отслеживать и в случае упущения исповедовать.
Что же автор может порекомендовать в свете всего вышесказанного боголюбивым читательницам? Да только то, что в этом вопросе они должны смиренно следовать рекомендациям своего духовника.
Есть и другие «нечистые» для иудея вещи: кое-какая пища, животные и проч., но главная нечистота – это именно то, что я обозначил.
По преданию, именно ему принадлежит авторство Литургии Преждеосвященных Даров, которая служится в будние дни Великого поста.
Ссылка некоторых батюшек на «каноны» не совсем оправдана. В Православной Церкви нет определения на этот счет, принятого на Соборе. Есть лишь весьма авторитетные мнения святых отцов (мы их упоминали (это свв. Дионисий, Афанасий и Тимофей Александрийские), включенные в Книгу Правил Православной Церкви. Мнения отдельных отцов, пусть даже очень авторитетных, – это не каноны Церкви.
Именно исторические, а не богословские. Все известные автору т.н. богословские обоснования этого запрета очень натянуты".

20 Октябрь 2016

Ольга спрашивает:
Здравствуйте. Подскажите пожалуйста, как и какими словами молиться об умершем некрещеном человеке.При при жизни он не хотел креститься,хоть и говорили ему об этом многие.

Иерей Димитрий Трифонов, клирик храма Александра и Антонины Римских отвечает:
Здравствуйте, Ольга.Господи, помяни ... и прости ему грехи вольные и невольные. Помяни, Господи, во Царствии Твоем... В общем много вариантов. Не мудрите - как любите, так и молитесь!

16 Октябрь 2016

Павел спрашивает:
В слове 4 «О блаженном и приснопамятном послушании» Подвижнических слов Аввы Иоанна, игумена монахов Синайской горы, посланных им к авве Иоанну, игумену Раифскому, который побудил его сочинению в книге «Аскетика», есть слова, которые у меня вызвали трудности их понимания, особенно в последних строках помня о страхе перед Богом.
Я копирую эти слова:

94. Если ты пришел к неизвестному врачу и в неведомую врачебницу, то будь в ней как бы мимоходом, а между тем тайно рассматривай жизнь и духовную опытность там живущих. Когда же от сих духовных художников и служителей почувствуешь пользу в твоих недугах, а наиболее если найдешь между ними то, чего и должно искать, то есть врачевство против душевной надменности, тогда уже и приступи к ним и продайся на злате смирения, на хартии послушания, на рукописании служения и при свидетелях Ангелах раздери перед ними, раздери хартию своей воли. Ибо если будешь только скитаться туда и сюда, то потеряешь искупление, которым Христос тебя искупил. Место или обитель, в которую ты поступил, да будет тебе гробом прежде гроба: никто не исходит из гроба прежде общего воскресения, а если некоторые и вышли, то знай, что они умерли. Будем молиться Господу, чтоб и нам сего не пострадать.

Возможно, ли эти слова применять к мирской жизни? Как правильнее понимать эти слова применительно к мирской жизни?

Иерей Владимир Москалев, клирик храма Александра и Антонины Римских отвечает:
Добрый день, Павел! В слове 4 «О блаженном и приснопамятном послушании» авва Иоанн дает совет как нужно искать монастырь человеку, желающему иноческого жития. Прежде всего, нужно посмотреть на монашескую жизнь в обители и если в ней человек получает духовную пользу, исцеление от своих страстей, то в этом месте он должен находиться до конца своей жизни как в гробу прежде гроба. Скитание из обители в обитель не принесет пользы, а наоборот навредит душе и лишит человека искупления Христова.
Нельзя полностью применять слова, сказанные для монашествующих мирянам, но отчасти они применимы и для нас. Если человек ищет спасения, духовной пользы, то он должен найти тот приход, где ему действительно помогут бороться со своими страстями, где он будет вести духовный образ жизни. И если он такой приход найдет, то должен его держаться и не бегать с прихода на приход.

07 Октябрь 2016

Алена спрашивает:
Здравствуйте! Говорят,что бесы не знают наших мыслей. Почему же,когда я планирую начать борьбу со своими пороками и страстями,то ничего не выходит(сразу же начинаются какие то неприятности,помехи).А если это по попущению Божьему,то почему эти препятствия появляются незамедлительно?

Протоиерей Игорь Шашков, настоятель храма Александра и Антонины Римских отвечает:
Здравствуйте, Алена.

Бесы, действительно, не знают наших мыслей, мы становимся для них прозрачными когда уподобляемся им. Если хороший поступок, или фраза, или даже просто пожелание рождается в нас чистым, без тщеславия, без самовохваления и самолюбования, то мы имеем разную нравственную природу с бесами и недоступны им. Если наше сердце часто, то оно Бога зрит и непроницаемо для падших духов.
Например молитва: наша молитва это выход из самодостаточности, самоограничения самозацикленности. А бесы не могут молиться, их молитва - самим себе. Они сами для себя смысл и центр вселенной. И потому у подвижников самая опасная "лесть" (лесть = обман) прелесть-это во всем верить и все мерить самим собой, своим пусть даже великим и многолетним опытом. То, что открывается подвижнику за его подвиги и молитвы - это величайший опыт. Но! Спасаемся мы не опытом, а только Живым Богом, таинственным с Ним соединением по аналогии со словами Символа Веры: неслитно и нераздельно.
Если на эту тему говорит совсем просто, то и ответ будет гениально простым: нужно жить просто, без тщеславия, за все Благодарить Бога, все что нам посылается, принимать как Божие благословение. А по второй части вопроса, может Бог искушает нас, то и в этом есть параллельный смысл. Грешники и немощные страдают от своих грехов, а праведники страдают от грехов наших. Здесь вопрос о тайне Церкви и о Ее границах. Но это уже совсем другая тема...


На этот вопрос ответил также Иерей Димитрий Трифонов, клирик храма Александра и Антонины Римских:

Противники нашего спасения действительно не знают наших мыслей, но могут их предугадывать по нашему поведению, настроению и т.д. Любой человек на это способен, особенно если он опытен и хорошо знает другого. Что уж тут про падших говорить, у которых жизненный опыт насчитывает тысячелетия.
По мнению некоторых святых, Божий противник не способен искушать нас в том, чего нет внутри нашего сердца. И ещё нередко он всевает в нашу голову свои идеи и мысли, а мы начинаем путаться в том, где его, а где наше. И еще стоит рассмотреть, не связана ли ситуация с искушениями с Вашим неверным настроем на исправление и Господь через подобные препятствия останавливает Ваше падение в гордыню и прелесть. Лучше об этом поговорите с кем-нибудь из священников, может специально попросите на это выделить для Вас время или, в крайнем случае, поговорите на исповеди.
А еще хорошо на все важное брать благословение. Опыт показывает важность и пользу этого. Для более подробного же ответа на поставленные Вами вопросы, почитайте «Добротолюбие».

06 Октябрь 2016

Елена спрашивает:
Добрый вечер.Почему уныние-страшный грех,и страшнее всех других? Меня часто посещает хандра.Каждый год осенью душевный спад и тяжесть на сердце.

Протоиерей Игорь Шашков, настоятель храма Александра и Антонины Римских отвечает:
Здравствуйте, Елена. Уныние, печаль по преподобному Серафиму Саровскому - самый страшный грех! Разумеется это мнение не только прп.Серафима. Просто он, если можно так сказать, самый-самый "веселый" святой. Обратите внимание, большинство святых на иконах очень печальны. Например, когда изображают апостола Петра, трижды отвергшегося Своего Божественного Учителя, на его лице рисуют складки-бороздки от слез, которые текли из его глаз, когда он по утрам слышал пение петухов! "Трижды отвергнешся доколе пропоет петух"… Помните это предсказание Спасителя?
"Плачьте и тогда спасетесь", - призывают многие отцы. Вот только о чем плакать и как плакать мы понимаем по-разному. Зачастую наши слезы - это неосуществившиеся надежды, несправедливое к нам отношение, толпа людей, которые почему-то нас не ценят, живут так, как будто нас для них нет! Помрем, заболеем, уедем - и...ничегошеньки не изменится в мире! Вывод среднего человека - чтобы влиять на мир, нужна власть и деньги, связи, здоровье и т.д. "Не стоит прогибаться под изменчивый мир, пусть лучше мир прогнется под нас"…
Плач святой - это сокрушение не по потерянному и изменчивому миру, а о потери Вечности через грехи и ошибки. Надобно перевести печаль в другое русло, по-другому скорбеть и все станет на свои места! Был такой случай: один человек имел диагноз шизофрения, и проявлялась его болезнь в хандре, плаче и т д. Однажды он у духовника получил благословение плакать…о грехах. Не сразу и непросто далось этому человеку такое трудное дело. Но результат оказался удивительным! Не знаю, сняли ли с того человека медицинский диагноз, но он в корне переменился. Мировоззренческие постулаты имеют кардинальное значение. Это шифр, призма, через которую человек воспринимает мир.
Поэтому, можно посоветовать почаще сопоставлять мнимые и настоящие ценности. Ну а если взять во внимание вечную жизнь…
Плачьте только о Великом, Вечном. В мелочах же, просто в жизни мы оптимисты - мир принадлежит Богу-Творцу Промыслителю, до Крестных страданий любящего свое любимое творение - нас, людей!

23 Сентябрь 2016

Василий спрашивает:
Здравствуйте!Может ли жизненный путь быть у православного христианина без страданий и скорбей? А если в жизни этого нет-значит я живу не Богоугодно?А в Библии сказано,что скорбями будете спасаться-что это за скорби?

Иерей Владимир Москалев, клирик храма Александра и Антонины Римских отвечает:
Здравствуйте, Василий.
Нет в этом мире человека, в жизни которого не было бы страданий и скорбей. С грехопадением наших праотцев Адама и Евы в наш мир вошел грех, а с ним страдания и смерть. Весь мир по слову апостола Павла, «мучается и стенает доныне, ожидая откровения Слова Божьего», поэтому путь православного христианина в принципе не может быть без страданий и скорбей. По поводу спасения христианина скорбями хотел бы предложить ответ игумена Никона (Воробьева):
«Так святые угодники объясняют нам, что в последние времена монашества не будет вовсе или кое-где останется наружность, но без делания монашеского.
Не будет никаких собственных подвигов у ищущих Царствия Божия. Спасаться же будут только терпением скорбей и болезней. Почему не будет подвигов? Потому что не будет в людях смирения, а без смирения подвиги принесут больше вреда, чем пользы, даже могут погубить человека, так как они невольно вызывают высокое мнение о себе у подвизающихся и рождают прелесть.
Только при руководстве очень опытных духовных людей могли бы быть допущены те или иные подвиги, но их теперь нет, не найти. Руководителем теперь является Сам Господь, да отчасти книги, кто имеет их и может понимать.
Как же руководит Господь? Попускает гонения, оскорбления, болезни, длительную старость с тяготой и немощами.
В притче о хозяине, нанимавшем работников, сказано, что пришедшие в единонадесятый час получают плату наравне с проработавшими весь день и даже раньше их. Эта притча применима к нам, современным монахам и искателям Царствия Божия, проведшим весь день земной жизни нерадиво.
Однако, по крайнему милосердию Своему, Господь призывает нас в последний период жизни поработать в Его винограднике терпением старости, болезней, потерей близких или их страданиями. Если же безропотно понесем эти тяготы, то и нам вменится это кратковременное страдание, как работникам единонадесятого часа, как будто бы мы подвизались всю жизнь. Более того, Антоний Великий, авва Исхирион и другие утверждают, что спасающиеся в последние времена безропотным терпением скорбей, будут прославлены выше древних Отцов».

20 Сентябрь 2016

Екатерина спрашивает:
Здравствуйте. Подскажите пожалуйста, я изменила мужу, очень сильно жалею о данном поступке. Муж об этом не знает и я не хочу чтобы знал, не хочу разрушать брак. Я знаю что даже в невенчаном браке измена это грех. У меня на душе ужасное чувство что мужу в глаза стыдно смотреть. Если я исповедуюсь перед Богом, простится мне этот грех?
И подскажите можно ли будет через год, два вообще венчаться с мужем ?
Заранее огромное спасибо.

Протоиерей Игорь Шашков, настоятель храма Александра и Антонины Римских отвечает:
Здравствуйте, Екатерина. Как Вам ответить прилюдно на такой деликатный вопрос? Если кратко – конечно, нужно сохранять брак. То, что вам стыдно - это нормально, душа еще не очерствела. Чем быстрее человек появится в храме на исповеди, тем легче восстановить взаимоотношения с Богом. ближним и самим собой, и будет больше шансов никогда не вернуться ко греху. Пока грех жжет душу, пока он до тошноты противен, в нем легче каяться. Если пропустить этот этап, то грех сродняется с нами. Мы начинаем себя оправдывать, сваливаем вину на обстоятельства. Иногда хватает наглости даже нападать на невинных людей, которые кажутся нам ханжами и «показушниками». Вот то ли дело мы «честные, открытые» уж плохие, так и есть плохие, зато не лицемерные. не то что эти «святоши – молчуны». Оправдывая себя, пытаясь потушить боль души и совести, человек очень часто ищет пример более гадкий, чем он сам и на фоне этих примеров, гадких людишек, его окружающих, сам он вполне ничего!
То, что я описал - это классический пример «преступления и наказания». И не только по Федору Достоевскому, но и по Ефрему Сирину, и по авве Дорофею.
Перед тем как согрешит человек, бес внушает что грех это плохо.... но один раз можно. А как согрешит человек, .то этот же хвостатый говорит, что грех ужасен, и он бесповоротно совершен. «Бог тебя не простит,... да и надо ли просить прощения». Дальше бесовская хитрость переходит в нападение, в наглость- «Это рабская психология. только мелкие людишки каются а крутые, «настояшие», «смелые», «свободные от морали религиозных предрассудков» живут «полной грудью».
Есть такая книга у Клайва Льюиса – «Письма баламута». Там с иронией описано, как бесенок отчитывается перед старшим бесом, как он искушает человека и издевается над ним. Почитайте, и многое станет понятным.
Спешите в храм на покаяние! Священник поможет не только уврачевать этот грех, но и поможет предохраниться от будущих искушений. В храме мы поймем, как грех подбирается к нам, в чем мы сильны, а в чем слабы и как легче и правильней избежать греха.

09 Сентябрь 2016

Елена спрашивает:
Здравствуйте!Одному священнику легко исповедаться,а второму и половину стыдно сказать.Кого выбрать-если пойти к первому,не будет ли это "хитрым ходом" и примет ли Господь исповедь?

Иерей Димитрий Трифонов, клирик храма Александра и Антонины Римских отвечает:
Здравствуйте, Елена. Один из признаков глубокой исповеди-это чувство стыда. Всегда должно быть стыдно. Это свидетельство того,что мы исповедуемся именно в том, что конкретно нами ощущается как грех, а не просто общаемся со священником на тему"наших проблем или некоторых недостатков". Но ходить так на исповедь не просто. Это значит, всегда прилагать усилия,расти духовно.Старайтесь напоминать себе почаще перед исповедью,что каться мы идём перед Богом,а священник только свидетель нашей беседы с Богом.