ЦЕРКОВЬ СВЯТЫХ МУЧЕНИКОВ АЛЕКСАНДРА И АНТОНИНЫ В СЕЛИЩЕ В КОСТРОМЕ. К 225-летию закладки в камне 1779 - 2004 гг.

ЦЕРКОВЬ СВЯТЫХ МУЧЕНИКОВ АЛЕКСАНДРА И АНТОНИНЫ В СЕЛИЩЕ В КОСТРОМЕ. К 225-летию закладки в камне 1779 - 2004 гг.
     "Приближаясь по Волге от Ярославля к Костроме и вступив в последний волжский плёс, мы видим единственную в своём роде картину: в раме зеленых берегов, прямо по оси маршрута, на вершине холма поднимается белоснежный храм. Это - овеянное преданиями бывшее село Селище, церковь святых мучеников Александра и Антонины. Нетронутое новейшими постройками, село чарует гармоний природы и тем, что добавлено людьми. Слева - на противолежащем берегу поднимаются стены Ипатьевского монастыря с его золотыми главами. Селище, с его храмом-маяком, и древний Ипатий - своего рода торжественные Пропилеи, прекрасный Титульный лист к Книге, имя которой - Кострома". (Л.С. Васильев, архитектор-реставратор.)
     Вот уже свыше двух столетий каменных храм во имя святых мучеников Александра и Антонины на высоком холме над Волгой встречает всех, кто прибывает в Кострому по великой русской реке "сверху", со стороны Ярославля. Слева - златоглавые громады Ипатиевского монастыря и весь город, изогнутой дугой уходящий вдаль, справа - лесистые холмы, россыпи домов по их склонам и небольшой белый храм с изящной колокольней, словно вознесенный на бровке холма над всем этим простором неба, земли и воды... Среди храмов Костромы, строй которых понес в XX веке непопра-вимый урон, эта церковь замечательна уже тем, что принадлежит к числу всего лишь трех храмов города, которые избежали в советское время закрытия. В Александро-Антониновской церкви никогда не прекращалось богослужение, не гасли лампады перед образами, нетронутым осталось замечательное внутреннее убранство, уцелело старинное приходское кладбище.
     История этого бывшего приходского храма села Селище, в 30-е гг. XX века вошедшего в черту Костромы, уходит вглубь веков и связана со многими важными событиями в жизни Костромского края; самое знаменитое среди них - это провозглашение 14 марта 1613 года в Ипатиевском монастыре Михаила Феодоровича Романова новым российским государем, ведь именно в селищенском храме утром 14 марта члены прибывшего из Москвы Великого посольства Земского собора молились на Божественной литургии перед тем, как отправиться в Ипатиевский монастырь. В историю храма навсегда вписаны имена многих видных служителей Церкви и деятелей русской культуры XIX - начала XX веков. В XX столетии, в эпоху кровавых гонений на веру, в Александро-Антониновском храме совершал богослужения целый ряд новомучеников Российских, в их числе - священномученики Димитрий (Добросердов; 1865 - 1937 гг.), Архиепископ Костромской и Галич-ский (позднее - Архиепископ Можайский, викарий Московской епархии); Никодим (Кротков; 1868 - 1938 гг.), Архиепископ Костромской и Галичский; Макарий (Кармазин; 1875 - 1937 гг.), Епископ Днепропетровский и дрдругие.
     Особенно велика была роль этого храма в 40-80 гг. XX века, когда он остался единственной действующей церковью во всей Заволжской части Костромы с прилегающими к ней многочисленными селениями. В 90-е гг. XX века из Александро-Антониновской общины в Заволжье Костромы выделилось несколько новых приходских общин. 7 мая 1993 года во время своего пребывания в Костроме Александро-Антониновскую церковь впервые посетил Предстоятель Русской Православной Церкви Святейший патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Истории храма, которому в 2004 году исполнилось 225 лет со дня закладки в камне, посвящается эта книга.

     СТРОИТЕЛЬСТВО ДЕРЕВЯННОГО ХРАМА. АЛЕКСАНДРОВ МОНАСТЫРЬ.

     Обстоятельства возникновения большинства церквей обычно неизвестны: в глубине веков обычно теряются и имена храмоздателей, и время строительства первого храма. Однако в случае с Александро-Антониновской церковью у нас, кажется, есть редкая возможность установить и то, и другое. Уникальной особенностью Александро-Антониновского храма является то, что в нём в период 1870-1917 гг. несколькими поколениями священнослужителей велась "Церковно-приходская летопись" (её полное название - "Церковно-приходская летопись Костромской губернии и уезда села Селище Александро-Антониновской церкви"), во многих отношениях действительно являющаяся подлинной летописью наиболее важных событий и жизни храма, и всего Селища. Подобные летописи в дореволюционное время велись в очень немногих храмах, еще меньше их уцелело к нашему времени; во всяком случае, в Костромской епархии селищенская "Церковно-приходская летопись" является единственной дошедшей до нас, к страницам которой мы будем постоянно обращаться. В начале "Летописи" говорится: "Само наименование церкви Александро-Антониновскою в селе Селищах, какого не носит ни одна из церквей всей России, заставляет предполагать, что был осо-бенный случай, по которому устроена в селе (...) церковь во имя святых мучеников Александра и Антонины"(1). А дальше приводится и доныне бытующее в Селище предание об обстоятельствах появления здесь храма: "По устному преданию старожилов протекших годов старожилам настоя-щего времени, известно, что в старину (...) лицо именитое (...) с супругою своею, которая была бе-ременна, проезжали Волгою, имение ли свое обозревать, или по другим причинам, - случилось только так, что на том месте (...) женщина (...) разрешилась от бремени двойнями: сыном и доче-рью"(2). Новорожденные младенцы были наречены Александром и Антониною, "вероятно по при-чине привзошедшего осмого дня, - продолжает "Летопись", - в который даются имена новорож-денным, в 10-й день июня месяца, в который Православная Церковь празднует память святых муче-ников Александра и Антонины. Тот же именитый муж в ознаменование благополучного разрешения от бремени супруги своей, дал обет Богу - устроить (...) храм во имя святых мучеников Алек-сандра и Антонины, во славу которых понесли на себе имена дети его"(3).
     Сомневаться в этом предании у нас нет никаких оснований, и, в первую очередь, в достоверности его убеждает само посвящение храма, являющееся, кажется, единственным в России - во имя святых мучеников Александра и Антонины Римских, христианских подвижников начала IV века н. э., чья память празднуется 10/23 июня. Но когда могло произойти это событие, завершившееся возведением в нынешнем Селище первого деревянного храма? Как кажется, у нас есть возможность оп-ределить это довольно точно. Когда во второй половине XIX века писалась "Летопись", уже давно забылось, что некогда в Селище существовал монастырь - один из древнейших в Костромском крае. Этот монастырь упоминается в духовной грамоте (завещании) великого князя Московского Ивана Даниловича Калиты (+ 1340 г.), составленной накануне его кончины, около 1339 года. В чис-ле того, что великий князь завещал своей супруге, княгине Ульяне, в частности, значится "и Олек-сандр святый, что есмь купил на Костроме"(4). Выражение "на Костроме" в старинных документах могло обозначать и - в городе Костроме, и - в Костромском крае. "Олександр святый" - так в ту эпоху могли назвать и храм, и монастырь *, но в данном случае речь, безусловно, идет о монастыре, так как храм не мог передаваться по завещанию. О том, что "Олександр святый" - монастырь, а не храм, свидетельствует и то, что в духовной грамоте Иван Калита завещает "святому Олександру собе в поминанье"(5) три сельца.
     * Например, Ипатиевский монастырь в документах XV - XVI вв. обычно именуется "святой Ипатий", "святой Еупатий".
     Однако никаких Александровых монастырей в самой Костроме никогда не существовало. В Костромском крае имелась небольшая Александрова пустынь близ Солигалича, но она была основана преподобным Александром Вочским на рубеже XIV и XV веков, и поэтому никак не могла быть упомянута в духовной грамоте Ивана Калиты от 1339 года (к тому же, относясь к территории Галичского княжества, она бы значилась не "на Костроме", а - "на Галиче"). Никаких других храмов, посвященных святому Александру (не считая несравненно более поздних, посвященных святому благоверному князю Александру Невскому, прославленному в лике святых в середине XVI века), ни в самой Костроме, ни во всем нашем крае, за исключением селищенского, нам неизвестно. Можно, правда, возразить, что в грамоте сказано "Олександр святый", а не "святые Александр и Антонина", но упоминание одного мученика Александра являлось в старину обычно практикой, напри-мер, в одном из документов 1653 года говорится: "Села Селищ Александровские попы (...)"(6), а престольный праздник в селе и в прошлом, что многократно фиксируется костромскими газетами начала XX века, и в настоящее время, называется именно "Александров день". Таким образом, всё подводит нас к выводу, что упоминаемый в грамоте Ивана Калиты монастырь "Олександр святый" находился именно в Селище, и, что нынешний Александро-Антониновский храм является его преемником. (Известно, что в старину при упразднении по каким-либо причинам монастыря, его, как правило, обращали в приходской храм, посвященный тому святому или празднику, которому был посвящен монастырь.) Несомненно, что Александров монастырь являлся небольшой ктиторской * особножительной обителью, основанной неким знатным человеком в честь рождения своих детей. То, что к 1339 году монастырь уже перешел от своих прежних владельцев к великому князю Мос-ковскому, позволяет отнести время его основания, как минимум, к концу XIII века.
     * Ктиторский монастырь (от слова "ктитор", то есть строитель, создатель) основывался на средства ктитора (князя, боярина, церковного иерарха), который затем содержал его на свой счет, передавал по наследству и даже мог продать. Ктиторские монастыри особенно были распространены на Руси в XI-XIV вв.(7). О том, что "Олександр святый" являлся ктиторской обителью, убедительнее всего свидетельствует то, что его купил великий князь Московский: ведь "обычные" монастыри, как известно, купле-продаже не подлежали.
     Но кто мог быть этот "именитый муж", согласно "Летописи", основавший в Селище Александро-Антониновский храм, а точнее - монастырь? Возможно ли сейчас, спустя столько веков попытаться установить его личность, если нам известны лишь имена его детей - Александр и Антонина? Он не мог быть рядовым гражданином, так как основание монастыря, хотя бы и небольшого, во все времена являлось делом недешевым. Вряд ли он был и князем, так как в этом случае народная память, скорее всего, сохранила бы нам - в виде устных преданий - факт основания обители кем-то из князей. Вероятнее всего, Александров монастырь основал боярин, причем, возможно, костромской (сомнительно, чтобы проживающий где-то далеко знатный человек отправился в путь с беременной женой). Логично предположить, что боярином был и его сын Александр. Нет ли в источниках упоминаний о костромском боярине Александре, жившем на рубеже XIII и XIV веков? Для этого времени нам известен лишь один костромской боярин с таким именем - боярин Александр Захарьевич Зерно, убитый в Костроме в 1304 году на вече во время "замятни", которая произошла во всей Северо-Восточной Руси в связи с борьбой за великое княжение князей Михаила Тверского и Юрия Московского (8), и погребенный (рядом с отцом) в Ипатиевском монастыре. Конечно, у нас нет сведений о том, имелась ли у него сестра Антонина, но думается, что Александр Зерно, как никто, может быть сопоставим с младенцем Александром, родившимся в Селище. Во-первых, по имени - в XIII веке, когда он родился, имя Александр не принадлежало к числу весьма распространенных, во-вторых, по хронологии: совершенно исключено, чтобы "Олександр святый" мог быть продан осно-вателем монастыря или его сыном Александром, в честь рождения которого он, в первую очередь, и был построен; для того, чтобы к 1339 году монастырь стал собственностью великого князя необхо-димо, чтобы к этому времени они оба уже ушли из жизни. Продать Александров монастырь Ивану Калите - вероятно, это произошло в 30-е гг. XIV века - могли уже только потомки убитого в 1304 году Александра Зерно.
     Но имя отца боярина Александра Зерно очень хорошо известно, и, если допустить (конечно, это только предположение, хотя и имеющее большую степень вероятности), что родившийся в Селище младенец Александр и боярин Александр Зерно - одно и то же лицо, то получается, что основателем Александрова монастыря является сам мурза Чет (в святом крещении Захария), почитаемый как основатель Ипатиевского монастыря и предок знаменитых в русской истории родов Годуновых, Сабуровых и Вельяминовых-Зерновых.
     По-видимому, после 1339 года Александров монастырь просуществовал относительно недолго. Вероятно, уже к концу XIV века он мог быть упразднен и обращен в приходскую церковь, которая, перестраиваясь и обновляясь, дошла до нашего времени. Таким образом, нынешний Александро-Антониновский храм является преемником одного из древнейших монастырей Костромского края.

 

 

Назад к списку