Александро-Антониновский храм: страницы истории

Александро-Антониновский храм расположен в одном из древнейших районов Костромы – бывшем селе Селище, на правом берегу Волги. В городскую черту  Селище вошло лишь в 1932 году, но известно оно еще с XIV века. Его история самым тесным образом связана со многими важными событиями в жизни России. И самое знаменитое из них – призвание на царство Михаила Феодоровича Романова. Как всем известно, само это событие произошло в  Ипатьевском монастыре, где вместе с  матерью инокиней Марфой в то время жил юный боярин Михаил Романов. Но именно в Селище вечером 13 марта 1613 года остановилось прибывшее из Москвы Великое Земское посольство. А утром 14 марта, прежде чем отправиться в Ипатьевский монастырь, члены посольства молились на Божественной Литургии в Александро-Антониновском храме.

Кстати, этот храм единственный в мире носит имя святых Александра и Антонины Римских. И уже поэтому уникален. Но не только. Удивительна и история создания храма. Обычно обстоятельства возникновения большинства церквей  теряются в веках. В случае с Александро-Антониновской церковью все иначе. В «Церковно-приходской летописи», которую вели священнослужители с 1870 до 1917 года, сохранившейся до наших дней, приведено древнее предание, рассказывающее удивительную историю появления храма.  Это предание бытует в Селище до сих пор. В старину один «именитый муж» проезжал через эти места вместе со своей беременной супругой.  И случилось так, что именно на этом месте женщина родила двойню – сына и дочь. Это событие произошло 10 июня по старому стилю или 23 июня по новому. В день святых мучеников Александра и Антонины. И близнецам дали имена этих святых. В честь благополучного рождения детей счастливый отец дал обет Богу устроить в этом месте храм в честь святых мучеников. Что, собственно, и сделал. С большой долей вероятности можно назвать и имя этого самого «именитого мужа». Есть обоснованная  версия, что это был ни кто иной, как основатель Ипатьевского монастыря мурза Чет (в святом крещении Захария), предок таких знаменитых в истории России родов, как Годуновы, Сабуровы и Вельяминовы-Зерновы. Известно, что одного из сыновей Захарии звали Александр. А это имя, надо сказать, в те времена было далеко не самым распространенным.

Первая церковь была деревянной. Рядом с Александро-Антониновским храмом располагались еще две церкви – в честь святого великомученика Георгия Победоносца и во имя святого пророка Илии. Когда в 1779-1786 годах был воздвигнут каменный, нынешний храм, взамен этих двух церквей были устроены два придела – Георгиевский и Ильинский.

В 1875 году новым настоятелем храма стал отец Василий Шафранов. Скорее всего, именно при нем  10 июня (23 июня по новому стилю) 1893 году установилась традиция принесения на престольный праздник главной святыни Костромского края – чудотворной Феодоровской иконы Божией Матери. Так же как и в наши дни, святыня доставлялась в храма «по водам».

На рубеже XIX и XX веков Александро-Антониновский храм стал одним из центров приходской жизни  Костромы. Здесь, к примеру, действовало Пантелеимоновское общество трезвости, членами которого в 1911 году значились 120 человек. В 1921 году, вместе с переходом к НЭПу, начались гонения на Русскую Православную Церковь. В 1922 году почти на 80 лет оборвалась традиция принесения чудотворного образа Феодоровской иконы Божией Матери в Александров день в Селище. Вскоре началось повсеместное закрытие и разрушение храмов. В те годы настоятелем церкви был священник Павел Острогский. Во многом благодаря усилиям его и прихожан храм избежал закрытия. Более того, он стал одним из трех храмов Костромы, в которых никогда не прекращалась Божественная Литургия.

В 1930 году с колокольни храма были сброшены колокола – храм онемел на многие десятилетия.  30 сентября 1934 года был арестован проживавший в то время в Селище епископ Макарий (Кармазин). В 2000 году он был прославлен  в лике святых как священномученик. А 8 октября арестовали протоиерея Павла Острогского и целую группу прихожан. В 1937 году священник был расстрелян. Сегодня ведется подготовка к церковному прославлению отца Павла Острогского как священномученика.

Новые перемены в жизни храма стали происходить в конце XX века. В 1990 году благодаря усилиям настоятеля протоиерея Бориса Втюрина при помощи Епископа Костромского и Галичского Александра для колокольни  храма был приобретен новый шестнадцатипудовый колокол. В 1991 году при храме открылась воскресная школа. В 1994 году произошло очень важное событие в истории храма. Иеромонах Андрей Вейде, настоятель храма святого преподобного Максима Исповедника в Турине (Италия)привез в дар храму великую реликвию – частицу мощей святого мученика Александра. В 2008 году храм принял еще одну  святыню – список со знаменитой Игрицко-Смоленской иконы Божией Матери. Сам Игрицкий образ Пресвятой Богородицы был украден в послевоенное время из Воскресенской церкви села Любовниково, где он пребывал после разорения и закрытия Игрицкого Песоченского монастыря. Образ этот двусторонний, на обратной стороне изображён Святитель Николай Чудотворец. Кроме этого, среди святынь в храме есть частички мощей святителя Климента, святого великомученика Пантелеимона - Исцелителя, святого праведного Феодора Ушакова, мученика Валериана. Есть икона блаженной Матроны Московской с частичкой гроба, в котором была погребена святая.

23 июня 2003 года произошло еще одно нерядовое  событие. Спустя 81 год в Александров день из Богоявленско-Анастасииного кафедрального собора «по водам» в  Заволжье прибыла Феодоровская икона Божией Матери. Крестным ходом святыню принесли в храм, где владыка Александр отслужил Божественную Литургию.   С тех пор эта традиция вновь стала ежегодной. А в 2005 году произошло еще одно важное событие – в декабре в свет вышел первый номер приходской газеты «Духовный собеседник». Это, кстати, первое приходское издание в Костромской области. В 2008 году в день престольного праздника, после крестного хода архиепископ Костромской и Галичский Александр освятил доставленный совсем недавно набор из 12 уникальных колоколов для колокольни храма. Каждый из них украшен барельефом с изображением  святых.  Спустя многие десятилетия храм вновь стал центром духовной жизни костромского Заволжья.


Назад к списку