Храм во имя святых мучеников Александра и Антонины в Селище - Вера и верность: Рассуждение на тему Надежда.
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх
Костромская митрополия
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
По благословению митрополита
Костромского и Нерехтского Ферапонта

Вера и верность: Рассуждение на тему Надежда.

Работа  посвящена христианской надежде. Надежда, как показывает Юрий, это непросто состояние эмоциональное, вызванное получением ожидаемого, а состояние сверхъестественное, онтологическое, которое даруется человеку Самим Богом. Уже имея, в себе, по великому милосердию Божиему, предваряющую благодать, человек «знает о Боге», а живя в христианских добродетелях «познает Бога».

Надеяться можно лишь на то, или точнее на Того, Кто Вечен, Постоянен, Неизменяем, Вездесущ, Благ и Свят. Все временное не может насытить и удовлетворить человека созданного по образу и подобию Божию. В подтверждение своих размышлений автор приводит цитаты из св. Евангелия и св. отцов.

«Надежда»

«На Тебя, Господи, уповаю,

да не постыжусь вовек»

(Пс.30:2)

Современное восприятие мира, присущее живущим ныне людям, сформировалось под сильнейшим воздействием нескольких важнейших факторов, таких как глобализация экономических, политических и культурных процессов, происходящих во всех странах, массовая культура, прежде всего телевидение, современное научное познание мира, быстрое развитие техники и технологий и ряда других. Для этого восприятия присущ рационализм, критичность к излагаемым мнениям и выводам, всё более усиливающийся индивидуализм и неприятие или полное отрицание опыта прежних поколений. Многие понятия потеряли прежний смысл или утратили свое значение. Появились новые понятия, например, такие, как общечеловеческие ценности и гуманистический подход.

Как в этом мире не потерять себя, не впасть в отчаяние от трудностей, которые обрушиваются на нас, от негативной информации, которая льется с экранов телевизоров и страниц прессы? Как утопающий хватается за соломинку, так и мы ищем ту ниточку, которая выведет нас из лабиринта проблем. И только Надежа помогает победить отчаяние, укрепляет веру и дарит уверенность в будущем.

В связи с этим, мне представляется очень важным вернуться к осмыслению такой христианской добродетели как Надежда. Это слово есть во всех языках, во всех религиях. Но смысл в это слово людьми верующими и неверующими вкладывается совершенно разный.

Если обратиться к толковым словарям, то можно это понятие определить так: Надежда – это положительно окрашенная эмоция, связанная с ожиданием удовлетворения потребности или это ожидание блага, осуществления желаемого. То есть узкое утилитарное понимание удовлетворения каких-либо потребностей человека, будь то простейшие физиологические или более высокие – социальные.

Понимание надежды в античности хорошо отразилось в выражении: «Надежда умирает последней», которое сложилось на основе известной фразы древнегреческого философа Диогена: «Надежда – последнее, что умирает в человеке». Эта фраза исходит из сложного понимания древними греками взаимоотношений человека и природы. Так, согласно известному древнегреческому мифу, Надежда – это единственное, что осталось на дне ящика Пандоры. То есть после всех бед, лишений, горестей, которые обрушились на человечество, только Надежда была дана для утешения как средство, хотя и не способное отвести удары судьбы, зато избавляющее человека от страдания, вызванного ожиданием неизбежного.

Все без сомнения сходятся в одном: без Надежды человек не может прожить ни минуты, что без нее жизнь теряет всякий смысл. Без надежды человек не сможет найти выход их своего отчаяния.

Но что значит для христианина надеяться? В чём заключается смысл надежды?

Надежда – одна из главных христианских добродетелей. Её основное содержание – упование на справедливый суд Божий и наше спасение. Это уверенность в добром исходе нашей жизни, укоренённой в вере в Господа. Это уверенность, что свет любвеобильного прощения Божия снизойдёт на нас. Об этом писал святой праведный Иоанн Кронштадтский в своей книге «Моя жизнь во Христе»: «Надеяться на Бога – значит поручать Ему свою жизнь, свою судьбу, всю свою будущность, и с уверенностью ждать исполнения Его обетований. Надежда происходит из веры, как растение из семени, как ручей из источника. Мы веруем, что Господь наш милосерд, что Господь благ, что Он любит нас, как Отец: следовательно, Он желает нам всякого блага и истинного счастья. Он премудр и всеведущ, поэтому Он лучше, чем мы сами, знает, что для нас нужно и полезно. Он всемогущ: и так, Он всегда может даровать нам то, что захочет, исполнить то, что обещал. Он свят и праведен: и потому все слова Его – истина, обещания Его неизменны. Высочайшее доказательство любви Бога к человеку мы видим в том, что Он не пощадил для нас Сына Своего единородного, но предал Его на страдания и смерть. Укрепив душу свою мыслью о беспредельной благости, премудрости, всемогуществе и святости Творца и Промыслителя нашего, мы можем проходить поприще земной жизни нашей – без страха и смятения, как дитя на руках матери, как корабль с надежным якорем. Впрочем, при надежде мы не должны быть беспечны и праздны. Христианская надежда, по сущности своей, есть живое, деятельное и постоянное стремление к высочайшему благу и источнику всех благ – Богу, ненасытным желанием приблизиться к Нему и получить от Него и в Нём царство небесное, уготованное прежде сложения мира…»

Святые отцы, говоря о Надежде, часто приводят слова Псалмопевца Давида: «Душа же наша чает Господа, яко Помощник и Защититель наш есть: яко о Нем возвеселится сердце наше, и во имя святое Его уповахом. Буди, Господи, милость Твоя на нас, якоже уповахом на Тя» (Пс. 32:20-22)

Таким образом, христианская надежда основывается на том, что Господь Иисус Христос есть упование наше, есть успокоение сердца в Боге с уверенностью, что Он непрестанно заботится о нашем спасении и дарует нам обещанное блаженство.

По моему мнению, примером такой надежды, сопряжённой чувством твердой веры, в Евангелии может послужить известная притча о блудном сыне. В книге «Закон Божий» составителя протоиерея Серафима Слободского очень просто и доступно объясняется эта притча. В этой притче под отцом разумеется Бог, а под блудным сыном – кающийся грешник. На блудного сына похож всякий человек, который душою своею удаляется от Бога и предается своевольной, грешной жизни; своими грехами он губит свою душу и все дары (жизнь, здоровье, силу, способность), какие получил бы от Бога. Когда же грешник, образумившись, приносит Богу искреннее покаяние, со смирением и с надеждою на Его милосердие, то Господь, как Отец милосердный, радуется с ангелами Своими обращению грешника, прощает ему все беззакония (грехи), как бы велики они не были и возвращает ему свои милости и дары.

И еще я бы отметил здесь один момент, что сын смог, несмотря на такое падение, сохранить надежду на милость отца. По опыту знаю, что осознание своей греховности, угрызение совести само по себе не облегчает душу, а, скорее всего, причиняет страдание. К угрызению совести должно быть прибавлено покаяние, обращение к Богу с надеждой, с уверенностью, что у Него хватит любви простить и принять нас.

Есть в Евангелие противопоставление надежде - это уныние и отчаяние, которые есть наихудшие и наиопаснейшие греховные состояния. Примером может послужить поступок Иуды. Иуда понял, что совершил; увидел, что его предательство непоправимо. Христос был осужден и умер. Но не захотел Иуда смиренно покаяться в молитве и слезах перед милосердным Богом. Он потерял всякую надежду. Холод отчаяния и уныния объял его душу, он пошел и удавился.

И другой пример - апостол Петр, который трижды отрекся от Иисуса Христа, но не потерял надежду на прощение и был прощен Спасителем и возвращен в звание Апостола.

Выше мы говорили о надежде на милосердие Божие и прощение кающегося грешника, но в трудах святых отцов упоминается и другой аспект в понимании христианской надежды - это надежда на всемогущую помощь Божию, подаваемую во всех обстоятельствах жизни христианина.

Мы не всегда сами понимаем на кого в действительности мы имеем надежду: на самого себя, на свои силы, деньги, друзей, разум... Как говорится в поговорке: "На Бога надейся, а сам не плошай!"

Мне кажется, что истинное упование сердца можно обнаружить, главным образом, в настоящих испытаниях, бедствиях. В псалме 145 совершенно определенно говорится: "3 Не надейтесь на князей, на сынов человеческих, в которых нет спасения:4 Изыдет дух eго и возвратится в землю свою. В той день погибнут вся помышления eго".

Надеющийся на кого-нибудь или на что-нибудь, кроме Бога, лишает себя покоя, так как всё в мире не вечно. Надеющийся на начальство может лишиться его милости, богатый может разориться, правительство может обмануть, друг предать.

Только Господь всегда верен, всё что обещал - сделал. "Так говорит Господь Бог: ...Я, Господь, сказал, и сделаю" (Иез, 17, 24). Всем, кто на него надеется и полагается на Него, спасает. "На Тебя, Господи, уповаю, да не постыжусь вовек" (Пс.30:2)

Таким образом, в христианском понимании надеяться - это уметь верить в Промысл Божий, надеяться - это суметь всецело довериться Богу и принять Его волю о себе. И только искренняя вера человека в Бога и Его любовь может породить настоящую надежду, надежду не блекнущую, которую ничто не может уничтожить, потому что Бог нас знает, какими мы являемся, какие мы есть, и вместе с этим Он не только нас любит - Он в нас верит.


Назад к списку