Храм во имя святых мучеников Александра и Антонины в Селище - Библейские чтения дня КОММЕНТАРИИ к книге Бытия (43:26-31, 45:1-16)
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх
Костромская митрополия
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
По благословению митрополита
Костромского и Нерехтского Ферапонта

Библейские чтения дня КОММЕНТАРИИ к книге Бытия (43:26-31, 45:1-16)

05 Апрель 2023

Библейские чтения дня
КОММЕНТАРИИ к книге Бытия (43:26-31, 45:1-16)

Сегодняшний отрывок — кульминация широко известной истории об Иосифе. Как мы помним, он был одним из 12 сыновей еврейского патриарха Иакова. Братья недолюбливали Иосифа. Боялись, что отец сделает только его своим наследником. Однажды братья схватили его и продали купцам, чей караван направлялся в Египет. Своему же отцу они сказали, что его любимого сына растерзал дикий зверь.

Иосиф был человеком многих дарований. Особенно же крепка в нем была вера в Бога. Поэтому Господь не оставлял его и благословлял всякое дело, за которое он ни принимался. Везде, где бы Иосиф ни появлялся, он приобретал уважение и почет. Постепенно через различные жизненные перипетии Бог приводит его во дворец самого фараона. За мудрость и редкий административный талант царь наделяет его неограниченной властью. Из раба Иосиф становится вторым человеком в государстве. Он проводит мудрую экономическую политику, и под его руководством Египет становится житницей древнего Востока. Спустя некоторое время в тех краях начинается голод. В надежде купить еды, сюда среди прочих беженцев приходят и сыновья Иакова. В грозном владыке могущественной империи они не узнают своего некогда униженного младшего брата.

Величие Иосифа заключается в том, что, даже несмотря на всю власть, которая сосредоточена в его руках, а также на то, что поступок братьев требует справедливого возмездия, он делает выбор в пользу милости и любви. Тем не менее, он желает узнать, кто перед ним. Это те же завистливые и жестокие люди, которые продали его в рабство? Или же за прошедшие годы они изменились и раскаялись в своем поступке?

Для того, чтобы выяснить это, он устраивает братьям экзамен: хитростью заставляет их привести самого младшего сына Иакова, Вениамина, во дворец, а затем заявляет, что не отпустит его: Вениамин должен остаться в Египте рабом. После потери Иосифа Вениамин стал последним утешением отца. Если бы с ним что-то случилось, вряд бы старый Иаков смог пережить такую потерю. Братья прекрасно это понимают. Бросят ли они Вениамина на произвол судьбы, как когда-то бросили Иосифа? Мы видим, что все складывается иначе. Они воспринимают все происходящее, как возмездие за то злодеяние, которое было ими совершено много лет назад. Их сердце полно подлинного раскаяния. Они предлагают в рабство самих себя, лишь бы не доставить скорбь своему родителю. Видя, что перед ним совершенно другие люди, Иосиф открывается им. Своих смущенных братьев он успокаивает. Говорит, что Господь направил злое дело, совершенное ими, к благим последствиям: Он избавил Иакова и его детей, родоначальников еврейской нации, от неминуемой голодной смерти. Привел в землю, где небольшое племя кочевников в тепличных условиях сможет увеличиться и превратиться в великий народ.

История Иосифа и его братьев — замечательный образец того, как зачастую действует Бог в нашей жизни. Несмотря на греховность человеческого рода, Он относится к каждому с терпением и любовью, оказывая людям различные милости. При этом Он не спешит нам открываться по первому требованию. Но через различные бытовые ситуации и будничные обстоятельства устраивает нам экзамен. Смотрит, что мы за люди. Чем наполнено наше сердце? И лишь после того, как Господь увидит, что в нем живет раскаяние, сокрушение и мы готовы действовать в соответствии с этими чувствами, Он обязательно проявит Себя в нашей судьбе, и уже явным образом будет направлять нашу жизнь в лучшую сторону

(Священник Дмитрий Барицкий)



назад к списку новостей