Храм во имя святых мучеников Александра и Антонины в Селище - С Началом РОЖДЕСТВЕНСКОГО ПОСТА!
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх
Костромская митрополия
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
По благословению митрополита
Костромского и Нерехтского Ферапонта

С Началом РОЖДЕСТВЕНСКОГО ПОСТА!

28 Ноябрь 2022

С Началом РОЖДЕСТВЕНСКОГО ПОСТА братья и сестры!

Даты: 28 ноября — 6 января

Если будем разумно, т. е. осознанно, без крайностей и расслабления, поститься, то станем крепче телом и появится больше радости на душе! Это опытно подтверждают все святые подвижники! Помоги нам, Господи!
Архиепископ Иов (Смакоуз)

Название: Рождественский (Филиппов) пост
Двойное название поста объясняется просто: он начинается на следующий день после дня памяти апостола Филиппа, одного из 12 ближайших учеников Господа Иисуса Христа, и заканчивается в канун великого праздника Рождества Христова.

СМЫСЛ ПОСТА:

Рождественский пост установлен для того, чтобы мы ко дню Рождества Христова очистили себя покаянием, молитвою и постом, чтобы с чистым сердцем, душой и телом могли благоговейно встретить явившегося в мир Сына Божия и чтобы, кроме обычных даров и жертв, принести Ему наше чистое сердце и желание следовать Его учению.
Любой многодневный пост, и Рождественский в том числе, готовит нас к максимально глубокому, полноценному переживанию предстоящего праздника.

Человеческие тело и душа взаимно влияют друг на друга. Поэтому, ограничивая себя в физическом плане (например, в еде), мы помогаем и душе: мы перестаем разбрасываться по сторонам и больше концентрируемся на духовной жизни: молитве, размышлениях о Христе, на исполнении Его заповедей. 
В борьбе с чревоугодием мы учимся воздерживаться от злых дел, слов и даже мыслей. Поскольку через чревоугодие , словно по цепочке, получают силу остальные страсти, решительная борьба с ним помогает в победе над всеми другими (блуд, сребролюбие, гнев, печаль, уныние, тщеславие, гордость).

Без молитвы и покаяния пост становится всего лишь диетой.
Сущность поста выражена в следующей церковной песне: «Постясь от брашен, душа моя, а от страстей не очищаясь, — напрасно утешаемся неядением: ибо — если пост не принесет тебе исправления, то возненавидена будет от Бога, как фальшивая, и уподобится злым демонам, никогда не ядущим».

В Евангелии рассказывается, что перед выходом на проповедь в Галилее и Иудее, которой суждено было длиться три с половиной года, Христос удалился от людей и строго постился сорок дней и ночей (Мф 4:1–11; Лк 4:1–13; Мк 1:12, 13). Столько же прежде Него постились и Моисей, когда взошел на гору Синай, где Бог дал ему десять заповедей (Исх 24:18); и пророк Илия, сорок дней шедший без еды и питья к горе Хорив, где его ждала встреча с Богом (3 Цар 19:5–8). Характерно, что именно в конце сорокадневного поста Спасителя попытался искусить диавол, очевидно, полагая, что пост физически истощил Иисуса и сделал менее стойким. Но духовно Господь, наоборот, укрепился и все искушения преодолел. Тем самым Он показал, что пост — лучшее оружие против искусителя (о чем говорят в один голос все святые отцы), и подготовился к Своему служению в мире.
В память об этих событиях и Рождественский пост, готовящий нас к переживанию события Рождества Христова, и Великий пост, предшествующий празднику Воскресения Христова, длятся по сорок дней и именуются в церковном уставе Четыредесятницами.
«Пост Рождественской Четыредесятницы, — добавляет святитель Симеон Солунский, — изображает пост Моисея, который, постившись сорок дней и сорок ночей, получил на каменных скрижалях начертание словес Божиих. А мы, постясь сорок дней, созерцаем и приемлем живое Слово от Девы, начертанное не на камнях, но воплотившееся и родившееся, и приобщаемся Его Божественной плоти»

Ограничение в пище должно органически сочетаться с аскезой духа – с духовными упражнениями.
Это, прежде всего, чтение Священного Писания. Его каждый христианин должен читать ежедневно на протяжении всего года – церковного года.
Однако в дни Рождественского поста следует особое внимание обратить на ветхозаветные пророчества о пришествии в мир Спасителя. Они читаются на Великой вечерне накануне праздника или в составе самого праздничного Всенощного бдения. Их не так уж много – всего семь. Четыре из них повторяются ещё на службе Царских часов. Так вот, в сам праздник на них мало обращают внимания. Их тогда прочитывают как бы одним залпом.

Сейчас много внимания уделяют изучению и пению колядок, в которых часто нет высокого богословского смысла и назидательности. Действительно, они очень необходимы детям.
Но что предложить взрослым?
А почему бы верующим, начиная с праздника Введение во храм Богоотроковицы Марии, ежедневно не петь дома в составе вечерних молитв ирмосы Рождественского канона?
Ведь это предписывает делать на Всенощном бдении Типикон – богослужебный Устав. Как будет хорошо, если к Рождеству подробно изучить эти ирмосы всей семьей, разобрать смысл каждого слова во всех этих дивных песнопениях!!!

Кроме Библии, Слова Божия, следует обратить внимание на чтение его толкований, на изучение святоотеческих наставлений. Снова перечитать, например, творения прп. Иоанна Лествичника, аввы Дорофея, современных подвижников – прп. Силуана Афонского и его ученика прп. Софрония. Особенно своими трудами выделяется замечательный современный православный богослов Жан-Клод Ларше из Франции...

Если кратко, то любящая Бога душа всегда найдет то душеспасительное, душеполезное, чем ей заняться в дни поста: благодать в сердце подскажет!
Постное поле для деятельности огромное! Если будем разумно, т. е. осознанно, без крайностей и расслабления, поститься, то станем крепче телом и появится больше радости на душе! Это опытно подтверждают все святые подвижники! Помоги нам, Господи!
Архиепископ Иов (Смакоуз)



назад к списку новостей