Афоризмы от преподобного Амвросия Оптинского!
23 Октябрь 2022
Он всегда хотел писать стихи. «Хотел, да не вышло, — говорил он. — Думал, думал, что написать, да так ничего и не написал».
Вместе с этим старец, к которому ходили за советом Достоевский и Толстой, оставил после себя неисчислимое множество афоризмов. Они рассыпаны в его письмах и устных наставлениях. Их употребляют во множестве и сегодня, даже не подозревая, что автор этих крылатых строк — преподобный Амвросий, иеромонах Оптиной пустыни.
О простоте
Жить проще — лучше всего. Голову не ломай. Молись Богу. Господь все устроит, только живи проще. Не мучь себя, обдумывая, как и что сделать. Пусть будет — как случится, — это и есть жить проще. Нужно жить, не тужить, никого не обижать, никому не досаждать, и всем мое почтение.
Об отрадной жизни
Постоянно отрадная жизнь приводит к неотрадным весьма последствиям. И в природе видим: не всегда приятная весна и плодородное лето, а бывает и дождливая осень, и холодная снежная зима, и половодье, и разные ветры, и бури, и, сверх того, неурожай и голод, и разные смятения и болезни, и иные многие беды. Все это потребно, чтобы человек научился благоразумию, терпению и смирению. Так как в благополучии большей частью он забывается, а в различных скорбях делается более внимательным к своему спасению.
О горе
Слышу о тебе, начальственная мать, что ты не перестаешь унывать… Знай, что горе — как море: чем более человек в него входит, тем более погружается.
О грехе
Отчего люди грешат? Или оттого, что не знают, что должно делать и чего избегать, или если знают, то забывают, если же не забывают, то ленятся и унывают. Мы должны жить на земле так, как колесо вертится, чуть одной точкой касается земли, а остальным стремится вверх; а мы, как заляжем, так и встать не можем.
Телесное и видимое благоприличие может приводить нас к благому устроению внутренних помыслов. Как Господь прежде создал из земли тело человека, а потом уже вдохнул в оное бессмертную душу, так и внешнее обучение и видимое благоприличие предшествует душевному благоустроению; начинается же с сохранения очей и ушей и особенно с удержания языка.
О лени
Скука — унынию внука, а лени — дочь. Чтобы прогнать ее прочь, в деле потрудись, в молитве не ленись; тогда и скука пройдет, и усердие придет. А если к сему терпение и смирение прибавишь, то от многих зол себя избавишь.
О лицемерии
Лицемерие хуже неверия.
О скорбях
Пока христианин живет на земле, спасение его, по слову преподобного Петра Дамаскина, находится между страхом и надеждой; а ты все еще ищешь полного удовлетворения на земле, и притом от места и от людей, тогда как Сам Господь глаголет во Евангелии: в мире скорбны будете. Слова эти ясно показывают, что в каком бы месте христианин ни жил, без какой-либо скорби быть не может. Где просто, там ангелов со сто, а где мудрено — там ни одного.
Если же что-либо или кто-либо нас соблазняет или смущает, то явно показывается, что мы не вполне правильно относимся к закону заповедей Божиих, из которых главная заповедь — никого не судить и не осуждать. Судить других нам и право не дано, да и весьма часто мы судим ошибочно и неправильно.
О зле
Зло всегда забегало вперед, но не одолевало, разве только где попускал Господь, и попустит к пользе нашей душевной и к испытанию христианского терпения.
О гордости
Когда нападает гордость, скажи себе: чудачка ходит. Когда чувствуешь, что преисполняешься гордостью, то знай, что это похвалы других тебя надмевают. Горделивость и на небе жившим не помогла, а лишила благодати Божией и низвергла долу, — почему нам, хотящим взыти горе, потребно смирится зело.
О награде
Если делаешь доброе, то должно его делать лишь для Бога. Почему на неблагодарность людей и не должно обращать никакого внимания. Награду ожидай не здесь, а от Господа на небесах; а если здесь ждешь, то напрасно и лишение терпишь.
Вместе с этим старец, к которому ходили за советом Достоевский и Толстой, оставил после себя неисчислимое множество афоризмов. Они рассыпаны в его письмах и устных наставлениях. Их употребляют во множестве и сегодня, даже не подозревая, что автор этих крылатых строк — преподобный Амвросий, иеромонах Оптиной пустыни.
О простоте
Жить проще — лучше всего. Голову не ломай. Молись Богу. Господь все устроит, только живи проще. Не мучь себя, обдумывая, как и что сделать. Пусть будет — как случится, — это и есть жить проще. Нужно жить, не тужить, никого не обижать, никому не досаждать, и всем мое почтение.
Об отрадной жизни
Постоянно отрадная жизнь приводит к неотрадным весьма последствиям. И в природе видим: не всегда приятная весна и плодородное лето, а бывает и дождливая осень, и холодная снежная зима, и половодье, и разные ветры, и бури, и, сверх того, неурожай и голод, и разные смятения и болезни, и иные многие беды. Все это потребно, чтобы человек научился благоразумию, терпению и смирению. Так как в благополучии большей частью он забывается, а в различных скорбях делается более внимательным к своему спасению.
О горе
Слышу о тебе, начальственная мать, что ты не перестаешь унывать… Знай, что горе — как море: чем более человек в него входит, тем более погружается.
О грехе
Отчего люди грешат? Или оттого, что не знают, что должно делать и чего избегать, или если знают, то забывают, если же не забывают, то ленятся и унывают. Мы должны жить на земле так, как колесо вертится, чуть одной точкой касается земли, а остальным стремится вверх; а мы, как заляжем, так и встать не можем.
Телесное и видимое благоприличие может приводить нас к благому устроению внутренних помыслов. Как Господь прежде создал из земли тело человека, а потом уже вдохнул в оное бессмертную душу, так и внешнее обучение и видимое благоприличие предшествует душевному благоустроению; начинается же с сохранения очей и ушей и особенно с удержания языка.
О лени
Скука — унынию внука, а лени — дочь. Чтобы прогнать ее прочь, в деле потрудись, в молитве не ленись; тогда и скука пройдет, и усердие придет. А если к сему терпение и смирение прибавишь, то от многих зол себя избавишь.
О лицемерии
Лицемерие хуже неверия.
О скорбях
Пока христианин живет на земле, спасение его, по слову преподобного Петра Дамаскина, находится между страхом и надеждой; а ты все еще ищешь полного удовлетворения на земле, и притом от места и от людей, тогда как Сам Господь глаголет во Евангелии: в мире скорбны будете. Слова эти ясно показывают, что в каком бы месте христианин ни жил, без какой-либо скорби быть не может. Где просто, там ангелов со сто, а где мудрено — там ни одного.
Если же что-либо или кто-либо нас соблазняет или смущает, то явно показывается, что мы не вполне правильно относимся к закону заповедей Божиих, из которых главная заповедь — никого не судить и не осуждать. Судить других нам и право не дано, да и весьма часто мы судим ошибочно и неправильно.
О зле
Зло всегда забегало вперед, но не одолевало, разве только где попускал Господь, и попустит к пользе нашей душевной и к испытанию христианского терпения.
О гордости
Когда нападает гордость, скажи себе: чудачка ходит. Когда чувствуешь, что преисполняешься гордостью, то знай, что это похвалы других тебя надмевают. Горделивость и на небе жившим не помогла, а лишила благодати Божией и низвергла долу, — почему нам, хотящим взыти горе, потребно смирится зело.
О награде
Если делаешь доброе, то должно его делать лишь для Бога. Почему на неблагодарность людей и не должно обращать никакого внимания. Награду ожидай не здесь, а от Господа на небесах; а если здесь ждешь, то напрасно и лишение терпишь.
назад к списку новостей