Храм во имя святых мучеников Александра и Антонины в Селище - Слово настоятеля
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх
Костромская митрополия
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
По благословению митрополита
Костромского и Нерехтского Ферапонта

Слово настоятеля

11 Сентябрь 2014

 

 

 

 

 

 

 

В день Памяти св. Пророка и Предтечи Господня Иоанна мы решили напомнить прихожанам, читателям и посетителям сайта некоторые факты жизнеописания прот. Павла Острогского (1877-1937), одного из выдающихся служителей Костромской епархии. О. Павел до своего перевода в храм свв. мчч. Александра и Антонины (в 1921 г.) служил в церкви св. прор. Иоанна Предтечи, которая когда-то украшала наш город, Кострому.

А еще раньше, с 1901 по 1917 гг., он настоятельствовал в с. Николо Трестино, где при храме, так же как и в Александро-Антониновском приходе в это же время, действовало общество трезвости. Т.е. жизненная стезя о. Павла с именем св. Пророка Иоанна и с темой нашего сегодняшнего молебна пересекается как минимум дважды. В любом случае, биография о. Павла - есть пример жизни настоящего христианина и усердного пастыря и уже поэтому требует публикации.

О. Павел не жалел сил для окормления своей паствы и много трудился на своем приходе (с 1921 г. в храме Александра и Антонины). Даже в день своего тезоиментиства он считал своим долгом посетить отдаленные места селищенского прихода, проходя пешком десятки километров. По свидетельству старожилов Селища, прот. Павел Острогский пользовался очень большим уважением среди прихожан, которых привлекал своей добротой, отзывчивостью и трудолюбием. Особенно он любил детей и всегда носил с собой коробочку леденцов, которыми обычно угощал встречных ребятишек.

Но уже в 1923 г. о. Павел попадает под следствие органов ОГПУ по обвинению в "контрреволюционных действиях". Позднее он был еще раз арестован в 1930 г.

Эти преследования не сломили дух о. Павла, будущего мученика за Христа. Несмотря на гонения и первые аресты, тогда Господь не попустил отнять у паствы своего пастыря, который усердно трудился в проповеди Слова Божия.

Надо понимать, что в условиях гонений со стороны революционной власти легко можно было стать приспособленцем и пособником безбожников. Но не таков был о. Павел. В начале 1930-х гг. он стал благочинным церквей города Костромы и был возведен в сан протоиерея. Его не испугало то, что такое назначение в те годы не сулило хорошей жизни во взаимоотношениях с репрессивным аппаратом государственных органов.

В это же время, по благословению свщмч. Никодима Кроткова, в те годы управлявшего Костромской епархией, о. Павел. помог поселиться в Селище ряду освободившихся ссыльных, в том числе свщмч. Макарию (Кармазину; 1875-1937), бывшему епископу Днепропетровскому, и выдающемуся церковному историку, в прошлом профессору Московской Духовной академии, Николаю Ильичу Серебрянскому (1872-1940 гг.).

Еще до приезда о. Павла в церковной сторожке в храма св. мчч. Александра и Антонины поселились монахини из Назаретской пустыни: Таисия (Борисова), Митродора (Моисеева) и Рахиль (Добровольская), которые трудились при храме и были сомолитвенницами прот. Павла.

Сама помощь людям, осужденным ранее по обвинению в "контрреволюционных" деяниях или лишенных гражданских прав, была для того времени делом крайне опасным. Но о. Павел, укрепляемый Духом Божиим, старался исполнять заповеди Христовы, невзирая на возможные преследования со стороны врага рода человеческого через наущаемых им людей. Уже в начале 1933 г. протоиерей Павел Острогский создал при своем храме нелегальную кассу для помощи ссыльным священникам и их семьям.

Он ежедневно служил, если не в храме, то ходил по домам прихожан, в том числе колхозников (что, конечно было весьма опасно), служил молебны, причащал детей. Как он сам говорил, несмотря на опасения даже и своих причетников, он это делал "чтобы поддерживать веру в Бога." В своих проповедях с церковного амвона о. Павел безбоязненно говорил о том, что советская власть через свои мероприятия, проводимые ею насильственно, стремится уничтожить православную веру и Церковь и призывал твердо стоять за веру Христову.

Разумеется, деятельность о. Павла, как благочинного г. Костромы, находилась под пристальным вниманием властей. В конце сентября - начале октября 1934 г. органы НКВД произвели в Селище аресты группы прихожан Александро-Антониновского храма, в основном - бывших ссыльных. 30 сентября был арестован епископ Макарий, а 8 октября и протоиерей Павел Острогский.

Всех арестованных, обвиненных в членстве в т.н. "контрреволюционной группе", отправили в г. Иваново (Костромской край входил в то время в Ивановскую область), где заключили во внутреннюю тюрьму УНКВД.

Во время ареста и заключения о. Павел держался стойко, его ответы на допросах служат доказательством исповедания им православной веры. Так, на вопрос: "Как вы относитесь к советской власти", - он отвечал: "Отношусь отрицательно. Оно вызвано тем, что советская власть ликвидировала привилегии у духовенства Церкви, отняла все ее имущество, отделила ее от государства, а также и тем, что в результате ее мероприятий падает вера в Бога. Советскую власть я считаю антихристианской, безбожной, посланной нам за наши грехи, как испытание. Я являюсь сторонником такого государственного строя, который бы поддерживал религию как силу, способствующую национальному единству. Это мое настроение и определение я не скрывал и скрывать не намерен".

17 марта 1935 г. Особое совещание при НКВД СССР приговорило прооиерей Павла Острогского к 5 годам ссылки в Казахстан, куда он был и направлен. Но о. Павел, как истинный пастырь, и там не прекращал проповеди слова Божия. В период отбывания административной ссылки в Чуйском р-не Алма-Атинской области Казахстана Острогский Павел Федорович за "ведение среди населения антисоветской агитации, направленной против мероприятий партии и советского правительства" постановлением тройки УНКВД Алма-Атинской области от 10 декабря 1937г. приговорен к высшей мере наказания (расстрелу). Приговор приведен в исполнение 13 декабря 1937 г.

Так завершился земной путь исповедника и священномученика Павла Острогского.

Уже после кончины о. Павла появились свидетельства его чудесной помощи и заступничества перед Богом. Дочь о. Павла, Ираида Павловна Острогская рассказывала, как отец наказывал ей, что "если будет худо, трудно, безнадежное дело, то и после смерти обращайтесь ко мне, и на том свете я за вас помолюсь". Она же свидетельствовала, что после молитв к нему всегда получала помощь и верила, что по его молитвам произошло чудо, и она сама спаслась от репрессий.

Давайте и мы возносить молитвы о упокоении протоиерея Павла и будем верить, что его молитвами Господь помилует и нас, грешных.



назад к списку новостей