Храм во имя святых мучеников Александра и Антонины в Селище - О традициях русской православной кухни в дни Великого поста для детей и взрослых
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх
Костромская митрополия
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
По благословению митрополита
Костромского и Нерехтского Ферапонта

О традициях русской православной кухни в дни Великого поста для детей и взрослых

Очень велико значение постов в обыденной жизни православных христиан, так как по церковному календарю в отдельные годы число постных дней доходит до двухсот. В соответствии с церковным уставом, во время поста прекращается употребление "скоромных", или мясных, молочных и других продуктов животного происхождения, яиц, но можно есть растительную пищу, включая овощи и фрукты, иногда рыбу; с прекращением поста, или в "мясоед", употребление пищи не ограничивается.

Православный пост означает регулярное питание с использованием известных блюд русской национальной кухни, но только с ограничением на те продукты, о которых сказано выше. Тому, кто хоть раз постился, знакомо ощущение легкости в теле и особого, благодатного расположения духа. Начавшим поститься полезен будет совет великого русского старца Серафима Саровского (+1833): "Пост состоит не в том только, чтобы есть редко, но в том, чтобы есть мало; и не в том, чтобы есть однажды, а в том, чтобы не есть много. Неразумен тот постник, который дожидается определенного часа, а в час трапезы весь предается ненасытному вкушению и телом и умом".

О питании во время поста сообщает памятник XVI в. "Домострой", в котором регламентировалась хозяйственная и семейная жизнь русского человека и, в частности, давались советы, "как сохранить припасенный впрок всякий припас постный", как готовить блюда постные и мясные и кормить семью в мясоед и в пост, а кроме того, предлагался определенный набор блюд в Великий, Успенский и другие посты. "Домострой" ценен тем, что в нем зафиксированы традиционные знания, в том числе относящиеся к более раннему периоду христианской Руси.

Иностранцев, посещавших Московию, удивляло столь строгое соблюдение постов. Австрийского дипломата С. Герберштейна не могло не поразить одинаково строгое отношение к постам всех слоев населения. И это понятно: ведь после Реформации в Европе постов не соблюдали.

Английский мореплаватель Ричард Ченслор, будучи в Москве в 1553-1554 гг., писал: "Во время постов русские не едят ни масла, ни яиц, ни молока, ни сыра... питаются рыбой, капустой и кореньями. Кроме постов, они круглый год свято соблюдают среды и пятницы, а по субботам едят мясо". Он был свидетелем того, как окружающие строго относятся к Великому посту: "Русские убеждены, что если нарушить этот пост, то не пройдешь через небесные врата".

Известный писатель И.С. Шмелев, выходец из купеческой семьи, в книге "Лето Господне" описал, как в доме родителей готовились к посту: зажигали "постные" лампы - простого, не цветного стекла, занавешивали картины светского содержания, меняли одежду и даже посуду на более скромную. Загодя солили капусту, огурцы, грибы: "В передней стояли миски с желтыми солеными огурцами, с воткнутыми в них зонтиками укропа и с рубленой капустой, кислой, чуть посыпанной анисом, - такая прелесть. Я хватаю щепотками - как хрустит! И даю себе слово не скоромиться во весь пост. Зачем скоромное, которое губит душу, если и без того все вкусно?" Многие названия блюд, о которых вспоминает И.С. Шмелев, забыты, они были характерны для зажиточного городского населения. К тому же в городе выбор постных блюд был намного шире, чем в деревне.

В Москве, начиная с первого постного понедельника, велась особого рола оживленная торговля, учитывающая потребности постного стола. Беспрерывной линией от Устьинского до Москворецкого моста, а иногда и дальше - до Каменного моста тянулись грибные ряды. Здесь пополняли свои запасы все, кто не успел запастись постными продуктами. О грибных торгах писали И.С. Шмелев, П.И. Богатырев, И.А. Белоусов. Литератор Н.Д. Телешов вспоминал: "Чего только здесь не было! И редька, и картошка, и всякие овощи. Длинными нитями и гирляндами висели по стенам палаток и на поднятых кверху над санями оглоблях сушеные грибы разных достоинств - белые и желтые, а также дешевые темные шлюпики. Здесь и корзины с клюквой, и чаны с душистым медом - липовым и гречишным, - всего не перечесть!"

В центральных губерниях России, например, в повседневный рацион входили щи с капустой, картофель, свекла, вареный горох, редька, похлебки, толокно с квасом. На зиму солили огурцы, грибы, капусту, мочили яблоки. В качестве приправ использовали толченый хрен (его ели с квасом), реже - чеснок.

Приобщаются к православным традициям русской православной школы и учащиеся Воскресной школы Александро-Антониновского храма. Местные старожилы передают свои секреты по приготовлению постных блюд подрастающему поколению.

«Постные вареники – мастер-класс матушки Лидии» фотоальбом

Впервые для учащихся Воскресной школы и их родителей был проведен мастер – класс по изготовлению вареников с картошкой. Матушка Лидия Михайловна Втюрина с радостью согласилась научить ребят лепить вареники по её собственному рецепту.

Помолившись, ребята, как заправские поварята одевают фартуки, разбирают миски, раскладывают муку и мастер – класс начался. Немного соли, воды, муки. В умелых руках матушки Лидии все получается ловко и скоро.

А маленькие ручонки все торопятся, носики в муке, зато как здорово сделать все самому! Тесто почти готово. Но надо тщательно его вымешивать. В процесс включаются папы и мамы. Уж мы его месили, месили! И, тесто готово! Теперь самое интересное! Тонко раскатываем тесто и стаканом нарезаем кружочки.

Очень просто! Дальше берем начинку, кладем на кружочек теста, а… дальше кричим: «Матушка! Помогите!».

Защипать красиво и правильно с первого раза не получается ни у детей, ни у родителей! Матушка приходит на помощь, и получаются ровные, красивые вареники.

Вареники можно делать не только с картошкой, но и с капустой, вишнями, творогом, грибами! Сделанные своими руками, они такие вкусные!

«Жаворонки» фотоальбом

Начало весны по церковному календарю ознаменовано двумя важными праздниками — Сороками и Благовещением. Сороки отмечают 22 марта в память о погибших за христианскую веру сорока мучениках.

Благовещение же стоит наравне с такими великими праздниками, как Рождество и Пасха. Согласно легенде, в этот день (7 апреля по нов.ст.) архангел Гавриил, посланный Богом, принес Деве Марии благую весть, сообщив ей, что у нее родится сын Иисус, и это будет Мессия и сын Божий.

Еще совсем недавно существовала традиция выпекать в эти дни птичек из теста.

Дети с нетерпением ждали, когда испекутся "птушки", и, получив от матери птичку, которую они считали очень красивой, бежали на улицу. Ватаги ребятишек бегали по деревне, положив птичек на голову или высоко подняв их, надев на палочки. Они пели песенки-заклички, стараясь кричать как можно громче, и в это время сами напоминали стаи радостно возбужденных пташек.

Жаворонки, ноги тонки!
Прилетите к нам, принесите нам
Конфетки на ветке, весну-красну, лету теплую!

Все это должно было ускорить приход весны, которую, по старинным верованиям, приносили на своих крыльях сорок первых птиц, прилетевших из теплых краев.

Ни один малыш не откажется от такой необыкновенной булочки! А еще важней, совместное творчество всей семьи. Когда рядом мама, папа, бабушки, дедушки, братья, сестренки.

Такое совместное творчество весьма располагает к общению между детьми и родителями (в процессе работы). А "свою птичку" ребенок узнает из десятка похожих жавороночков! Я уже не говорю о том, как поднимется самооценка малыша — ведь он сам создал своими руками съедобный "шедевр".

Ребята, учителя и родители Воскресной школы теперь умеют не только вареники готовить, но еще и печь жаворонков. Еще одна семейная традиция в копилке наших достижений!


Назад к списку