Храм во имя святых мучеников Александра и Антонины в Селище - Схема богослужения Таинства Крещения
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх
Костромская митрополия
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
По благословению митрополита
Костромского и Нерехтского Ферапонта

Схема богослужения Таинства Крещения

Молитвы и обряды, предшествующие Крещению

1. Молитвы в день рождения младенца ("в первый день, по внегда родити жене отроча").

2. Молитва на наречение имени в восьмой день ("во еже назнаменати отроча, приемлющее имя во осмый день рождения своего").

3. Молитвы 40-го дня ("жене родильнице, по четыредесяти днех").

Последование чина оглашения

1. Молитва оглашения ("во еже сотворити оглашеннаго").

2. Молитвы запрещения злых духов.

3. Отречение от сатаны.

4. Исповедание верности ("сочетание") Христу.

5. Исповедание Символа веры.

Последование Святого Крещения

Перед Крещением кадят купель и зажигают свечи на ее восточной стороне. Начальный возглас священника такой же, как и на Литургии: "Благословенно Царство Отца и Сына и Святого Духа, ныне и присно и во веки веков". Аминь.

1. Освящение воды.

2. Освящение елея.

3. Крещение.

4. Облачение новокрещенного в белые одежды.

Последование чина оглашения

Молитва оглашения ("во еже сотворити оглашеннаго")

Подготовка взрослых ко Крещению. Взрослый человек, желающий креститься, должен иметь представление о важнейших составляющих Православной веры. Он должен знать основную часть догматического учения о Святой Троице, Воплощении Сына Божья, Его Крестной Жертве и Воскресении, о Церкви Христовой и Таинствах Крещения, Миропомазания и Причащения и другие совершенно необходимые сведения катехизического характера. Кроме того, необходимо знать наизусть Символ веры (который можно найти в любом молитвослове) и две важнейшие молитвы: Молитву Господню ("Отче наш...")и "Богородице Дево, радуйся...". Взрослый человек должен, по возможности, приготовить себя к Таинству Крещения трехдневным (а лучше семидневным) постом, то есть отказом от употребления мясной, молочной пищи и яиц, спиртного, курения, грубых выражений, а также примирением с теми, с кем он в ссоре. Живущим в браке нужно на это время воздерживаться от супружеского общения.

Приготовление к совершению Таинства в храме сопровождается особыми молитвами, открывающими чин оглашения. Но перед чтением этих молитв священник совершает еще ряд действий:

"Разрешает (развязывает) священник пояс хотящаго креститься, и совлачает (раздевает) и отрешает (освобождает от одежды) его, и поставляет его к востоку во единой ризе непрепоясана, непокровена, необувена, имущаго руце доле (вниз), и дует на лице его трижды, и знaменует чело его и перси трижды, и налагает руку на главу его...".

Троекратное крестообразное дуновение на крещаемого символически напоминает о моменте творения: создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою (Быт. 2; 7). Как при создании человека Бог вдунул в лице его дыхание жизни, так и при воссоздании его, священник трижды дует на лицо крещаемого.

После этого священник трижды благословляет крещаемого и, возложив руку на его главу, начинает чтение молитв. Рука священнослужителя в этот момент символизирует руку Самого Господа Иисуса Христа, а то, что она лежит на главе - является символом защиты, прибежища и благословения.

Младенцы в момент начала Таинства Крещения должны быть в одних пеленках, которые священник раскрывает так, чтобы лицо и грудь младенца были свободны. Отроки (старше семи лет) и взрослые прикрывают свое тело на время чтения молитв и освящения воды принесенной с собой простыней. В самый момент совершения Крещения простыню нужно снять. Кроме того, из крестильни должны быть удалены все посторонние люди, не принимающие непосредственного участия в совершении Таинства Крещения.

Новокрещенный человек станет в этот день полноправным членом Церкви Христовой и сможет приступить ко второму, важнейшему из Таинств - Причащению. Для этого ему необходимо прийти в храм натощак (не есть и не пить с 12 часов ночи предыдущего дня до тех пор, пока он не причастится).

Молитвы запрещения злых духов

По учению Церкви, основанному на библейских свидетельствах, пророческих откровениях и ее мистическом опыте, источник зла в мире не абстрактен, а совершенно определенно персонифицирован в падших духовных сущностях. Это активные демонические силы, присутствие и деятельность которых для большинства людей далеко не всегда ясны и осознаваемы. Тем не менее их деятельность, ознаменовавшаяся на заре человечества изгнанием прародителей из Рая, остается такой же разрушительной, как и прежде.

Человеку, желающему принять Крещение, нужно быть готовым к тому, что могут возникнуть состояния, не являющиеся для него естественными в обычное время: усилятся страстные привычки и греховные помыслы, появится равнодушие к происходящему, возникнет беспричинный гнев, надменность, тщеславные помыслы и другое. Все это - свидетельство усиленного воздействия на человека демонических сил.

Именно поэтому в чине оглашения есть три молитвы запрещения на злых духов: "Содержание сих запрещений следующее: первое - отревает (отталкивает) диавола и всякое его действие страшными для него Божественными именами и таинствами, изгоняя диавола, повелевает и демонам его бежать от человека и не творить ему напастей. Подобным же образом и второе запрещение изгоняет демонов Божественным Именем. Третье запрещение есть вместе и молитва, возносимая Богу, умоляющая всесовершенно изгнать лукавого духа от создания Божия и утвердить его в вере" (Св. Кирилл Иерусалимский. "Огласительное поучение").

Отречение от сатаны

После молитв запрещения священник обращает крещаемого к западу - символу тьмы и темных сил. В следующем за этим обряде крещаемый должен отвергнуться от прежних греховных привычек, отказаться от гордыни и самоутверждения, и, как говорит апостол Павел, отложить прежний образ жизни ветхого человека, истлевающего в обольстительных похотях (Еф. 4; 22).

Крещаемый должен стоять с воздетыми горé (поднятыми вверх) руками, символизирующими его подчинение Христу. По словам Иоанна Златоуста, это подчинение "превращает рабство в свободу... возвращает с чужбины на родину, в Небесный Иерусалим...".

Священник будет задавать ему вопросы, а он должен будет сознательно на них отвечать. Поэтому эти вопросы нужно знать и крестным (если крестят младенца), и крестнику.

Священник спрашивает: "Отрицаеши ли ся сатаны, и всех дел его, и всех aггел (демонов) его, и всего служения его, и всея гордыни его?"

И отвечает оглашенный или восприемник его, и глаголет: "Отрицаюся".

Вопросы и ответы на них повторяются трижды. При Крещении младенца ответы за него дает либо крестный отец, либо крестная мать, в зависимости от того, кого крестят: мальчика или девочку.

И далее - вопрошает священник крещаемого: "Отреклся ли еси сатаны?"

И отвечает оглашенный или восприемник (крестный) его: "Отрекóхся".

Также глаголет священник: "И дуни, и плюни на него".

После этого крещаемый встает под защиту Христа, взяв, по слову апостола Павла, щит веры.., чтобы возмочь угасить все раскаленные стрелы лукавого (Еф. 6; 16).

Исповедание верности ("сочетание") Христу

После того как крещаемый отрекся сатаны, священник поворачивает его к востоку: "Когда же ты отрицаешься сатаны, разрывая совершенно всякий с ним союз, и древнее согласие со адом, тогда отверзается тебе рай Божий, на востоке насажденный, откуда за преступление изгнан был наш праотец. Означая сие, обратился ты от запада к востоку, стране света" (св. Кирилл Иерусалимский). В этот момент руки крещаемого опущены, символизируя его согласие со Христом и послушание Ему.

Затем крещаемый (или крестный младенца) трижды исповедует верность Христу.

И говорит ему священник: "Сочетаваеши ли ся (сочетаешься ли) Христу?"

И отвещает оглашенный или восприемник, глаголя: "Сочетаваюся".

И затем - паки глаголет ему священник: "Сочетался ли еси Христу?"

И отвещает: "Сочетахся".

И паки глаголет: "И веруеши ли Ему?"

И глаголет: "Верую Ему, яко Царю и Богу".

Это очень серьезное решение - потому что оно навсегда. Дальше - только вера и верность вне зависимости от каких бы то ни было обстоятельств, ибо, по словам Господа нашего Иисуса Христа, никто, возложивший руку свою на плуг и озирающийся назад, не благонадежен для Царствия Божия (Лк. 9; 62).

Исповедание Символа веры

Символ веры содержит в сокращенном виде все православное вероучение, все христианские истины. И в древности, и теперь знание Символа веры - необходимое условие для того, чтобы прийти ко Крещению. Символ веры разделяют на 12 членов. В первом члене говорится о Боге Отце, далее по седьмой включительно - о Боге Сыне, в восьмом - о Боге Духе Святом, в девятом - о Церкви, в десятом - о Крещении, в одиннадцатом - о воскресении мертвых, в двенадцатом - о вечной жизни.

В древней Церкви существовало несколько кратких символов веры, но когда в IV веке появились ложные учения о Боге Сыне и о Боге Духе Святом, возникла необходимость их дополнить и уточнить. Современный Символ веры был составлен Отцами I Вселенского Собора, состоявшегося в 325 году в Никее (первые семь членов Символа) и II Вселенского Собора, проходившего в 381 году в Константинополе (остальные пять членов).

Символ веры

По-церковнославянски

По-русски

1. Верую во единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым.

1. Верую в единого Бога Отца, Вседержителя, Творца неба и земли, всего видимого и невидимого.

2. И во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единороднаго, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век: Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, несотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша.

2. И в единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единородного, рожденного от Отца прежде всех веков: Света от Света, Бога истинного от Бога истинного, рожденного, не сотворенного, одного существа с Отцом, Им же все сотворено.

3. Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася.

3. Ради нас людей и ради нашего спасения сошедшего с небес и принявшего плоть от Духа Святого и Марии Девы, и ставшего человеком.

4. Распятаго же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша, и погребенна.

4. Распятого же за нас при Понтийском Пилате, и страдавшего, и погребенного.

5. И воскресшаго в третий день, по Писанием.

5. И воскресшего в третий день, согласно Писанию.

6. И возшедшаго на небеса, и седяща одесную Отца.

6. И восшедшего на небеса, и сидящего по правую сторону Отца.

7. И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Егоже Царствию не будет конца.

7. И снова грядущего со славою, чтобы судить живых и мертвых, Его же Царству не будет конца.

8. И в Духа Святаго, Господа, Животворящаго, Иже от Отца исходящаго, Иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима, глаголавшаго пророки.

8. И в Духа Святого, Господа, дающего жизнь, от Отца исходящего, с Отцом и Сыном сопоклоняемого и прославляемого, говорившего через пророков.

9. Во едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь.

9. В единую, Святую, Соборную и Апостольскую Церковь.

10. Исповедую едино крещение во оставление грехов.

10. Признаю одно крещение для прощения грехов.

11. Чаю воскресения мертвых.

11. Ожидаю воскресения мертвых.

12. И жизни будущаго века. Аминь

12. И жизни будущего века. Аминь (истинно так).

По окончании чтения Символа веры священник говорит крещаемому: «Сочетался ли еси Христу?»

И отвещает (говорит крещаемый): "Сочетáхся".

И паки глаголет (священник повторяет): "И веруеши ли Ему?"

И глаголет (говорит крещаемый): "Верую Ему, яко Царю и Богу".

Затем Символ веры читается еще два раза. После того как крещаемый прочтет Символ веры во второй раз, следуют те же вопросы и ответы. В третий же раз священник задает вопрос трижды и после ответа крещаемого "Сочетáхся" говорит следующее: "И поклонися Ему".

После этих слов священника новокрещаемый, осеняя себя крестным знамением, поклоняется в сторону алтаря, говоря при этом: "Поклоняюся Отцу и Сыну и Святому Духу, Троице Единосущней и Нераздельней".

Для верующего человека это совершаемое им Богу поклонение необходимо для преодоления своей гордыни и утверждения подлинной свободы и достоинства во Христе.

Последование святого Крещения

Перед совершением Таинства Крещения священник облачается в белые одежды: епитрахиль, поручи и фелонь. Эти одежды иерея символизируют новую жизнь, принесенную на землю Господом Иисусом Христом. Совершается каждение купели и всех присутствующих во время совершения Таинства.

Как уже упоминалось, чрезвычайно важна роль восприемника (крестного), который называется крестным отцом "по рождению от Святого Духа" и, таким образом, становится близким родственником (вторая степень родства) физическим родителям младенца. В его обязанности входит постоянно напоминать своему крестнику содержание данных Богу при Крещении обетов, истин христианской веры и образа жизни, который должен быть присущ христианину. Конечная цель восприемника - воспитать крестника в Православной вере, в духе и силе благочестия.

Вещество Таинства и освящение воды

Начинается одна из самых важных частей чина Крещения - освящение воды для совершения Таинства. Вещество Таинства - вода - является одним из древнейших и всеобщих религиозных символов.

Освящение воды для Крещения - одна из важнейших частей чинопоследования. Если крестят младенца, то купель ставится в центре крещальни. С восточной стороны купели на особом держателе зажигаются три свечи. С левой стороны от купели ставится аналой, на который кладут Крест, Евангелие и крестильный ящик. Для Крещения взрослых в храмах делаются бассейны (баптистерии), что позволяет совершать Таинство полным троекратным погружением крещаемого. Перед купелью становится священник, сразу за ним - крестные, держащие на руках младенца. Если крещаемый - взрослый, его восприемники становятся позади него. Восприемникам даются в руки свечи.

Первый возглас чинопоследования Крещения: "Благословено Царство Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно, и во веки веков" - начинает в настоящее время только три важнейших вида богослужения - Таинство Крещения, Евхаристии и Таинство Брака. Далее священником произносится Великая ектенья с добавленными к ней прошениями на освящение воды.

По окончании всех молитвословий на освящение воды священник знаменует (крестит) воду трижды, погружая персты в воду, и, дунув на ню (нее), глаголет: "Да сокрушатся под знáмением образа Креста Твоего вся сопротивныя силы" (трижды). Этим заканчивается освящение воды.

Приготовительная молитва священника

Приготовительная молитва входит в состав чина освящения воды. По большому счету это молитва священника о себе. Молитва о том, чтобы быть достойным своей великой миссии. Подобие Христу в слове, в житии, в любви, в духе, в вере, в чистоте (1 Тим. 4; 12) должно быть каждодневным, и особенно явным в часы богослужений. Церковь учит о том, что благодать, подаваемая в Таинстве Крещения, ни в коем случае не зависит от моральных качеств совершающего его священнослужителя. Но всем нам Господь Иисус Христос сказал: Итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный (Мф. 5; 48) и, конечно, в первую очередь это относится к священнослужителю, совершающему богослужение. Поэтому личное духовное состояние священника, не имея значения для действенности Таинства, очень важно для дела спасения как его самого, так и его духовных чад и всей паствы в целом.

Освящение елея

Последование освящения елея аналогично последованию освящения воды. Сначала происходит изгнание демонических сил посредством троекратного дуновения в сосуд с елеем и троекратного осенения его крестным знáмением. Затем следует воспоминание значения елея в истории спасения и благодарение Бога за этот дар исцеления, мира, духовной силы и жизни: "... Сам благослови и сей елей силою, и действом, и наитием Святаго Твоего Духа, якоже быти тому помaзанию нетления, оружию правды, обновлению души и тела, всякаго диавольскаго действа отгнанию, во изменение всех зол, помазyющимся верою или вкушающым от него в славу Твою, и Единороднаго Твоего Сына, и Пресвятаго, и Благаго, и Животворящаго Твоего Духа, ныне и присно, и во веки веков".

Освященным елеем священник "помазывает" воду в купели или баптистерии: Священник, поя "Аллилуиа" трижды с людьми, творит кресты три елеем в воде.

Елеем также помазывается и крещаемый, его части тела: чело (лоб), грудь, междорамие (спина между лопатками), уши, руки и ноги. Смысл такого помазания в том, чтобы освятить мысли, желания и действия человека, вступающего в духовный завет с Богом.

Крещение

После помазания крещаемого "елеем радования", священник крестит его в купели троекратным погружением в воду с произнесением крещальной молитвы.

И егда помажется все тело, крещает его священник, прямо его держa и смотрящего на восток, глаголя: "Крещается раб Божий (либо раба Божия, имярек) во имя Отца..." (погружает крещаемого в воду).

И, возводя из воды, произносит: "Аминь".

Погружая во второй раз, произносит: "И Сына...". И, возводя из купели: "Аминь".

Погружая в третий раз, произносит: "И Святаго Духа...". И, возводя из купели: "Аминь".

И далее: "Ныне и присно и во веки веков. Аминь".

После того как крещенный выйдет из воды, он должен повернуться лицом к алтарю. В этот момент положено троекратное пение 31-го псалма, выражающее радость очищения от грехов и вхождения в Христову Церковь: "Блажени, ихже оставишася беззакония, и ихже прикрышася греси. Блажен муж, емуже не вменит Господь греха, ниже есть во устех его лесть...".

Облачение новокрещенного в белые одежды

Как в начале чина оглашения крещаемого освобождали от одежд, так после совершения Таинства Крещения нового члена Христовой Церкви облачают в белую одежду: крестильную рубашку соответствующего размера.

Облачение крещенного в белую одежду, которую отцы Церкви называют "блистающей ризой, ризою царской, одеждой нетления", является знаком восстановления его истинной природы, утраченной всем человечеством грехопадением прародителей:

И облачая его во одеяние, священник глаголет: "Облачается раб Божий (раба Божия, имярек) в ризу правды, во имя Отца и Сына и Святаго Духа, аминь".

В этот момент поется тропарь: "Ризу мне подаждь светлу, одеяйся светом яко ризою, Многомилостиве Христе Боже наш". После того как на крещенного надета белая одежда, на его шею, согласно древней традиции Русской Православной Церкви, надевается нательный крест. Священник может при этом произносить слова Спасителя: Иже хощет по Мне ити, да отвержется себе, и вóзмет крест свой и по Мне грядет (Мк. 8; 34). Или другие слова: "Возлагается на раба Божия (рабу Божию, имярек) Крест - хранитель всей вселенной, Крест - сила царей и народов, Крест - утверждение верующих, Крест - слава Ангелов и поражение демонов".

Таинства Миропомазания. Обряды восьмого дня.

Миропомáзание (греч. Миро – благовонный елей) есть Таинство, в котором верующему, при помазании освященным Миром частей тела, во имя Святого Духа, подаются дары Святого Духа, возращающие (способствующие росту) и укрепляющие в жизни духовной.Таинство Миропомазания состоит из двух священнодействий, разделяемых временем и местом их совершения.

1. Приготовление и освящение Мира, совершаемое раз в несколько лет.

2. Помазание освященным Миром новокрещенного, совершаемое священником непосредственно после Таинства Крещения.

Чинопоследование Таинства Миропомазания

Схема чинопоследования

1. Помазание святым Миром.

2. Хождение вокруг купели.

3. Обряды восьмого дня (Омывание святого Мира).

4. Пострижение власов.

Помазание святым Миром

Таинство Миропомазания совершается непосредственно после Таинства Крещения. Как только крещенного одели в белую одежду, священник читает над ним молитву и помазывает его святым Миром: наносит знак креста на лоб, веки, ноздри, на уста и уши, на руки и верхние части стоп, и глаголя: "Печать дара Духа Святаго. Аминь"».

Эти слова являются тайносовершительной формулой Таинства Миропомазания и произносятся при помазании каждой части тела.

Эта «Печать дара Духа Святаго» сохраняет и защищает нашу целостность, это знак нашего высокого призвания, это начало обожéния, которое, начавшись в этот момент, должно быть бесконечным.

Перед совершением Миропомазания тело крещенного насухо вытирается, особенно те места, которые будут помазаны. В указаниях для священнослужителей говорится, что помазывать части тела святым Миром следует «не скудно». Восприемникам и всем, присутствующим при совершении Таинства, следует знать, что до омовения помазанных частей тела никто не должен прикасаться к ним руками.

Хождение вокруг купели

Это шествие совершается в ходе чинопоследования Миропомазания непосредственно после помазания крещаемого святым Миром. Крещенный со свечой в руках и его восприемники под руководством священника трижды обходят вокруг купели, в направлении против движения солнца. В это время поется стих: «Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекóстеся. Аллилуиа» (трижды). Если крестят младенца, свечу держат его восприемники. Как уже упоминалось, крестный ход, с которого начинается Пасхальное богослужение, в древности был шествием новокрещенных в храм.

Омывание святого Мира

Обряд омывания святого Мира относился в древности к так называемым «обрядам восьмого дня», которые совершались над новокрещенным по истечении указанного срока. До этого времени крещенный в Великую Субботу человек не мылся и не снимал белых одежд. В современном чинопоследовании данный обряд совершается в этот же день.

Священник читает молитвы, в которых просит Господа сохранить на новопросвещенном духовную печать непоруганной, помочь, защитить его и даровать ему верность и терпение: «... щит веры его не навéтован от врагов соблюди; нетления одежду, еюже одеялся, нескверну в нем и неблáзнену сохрани...».

Затем священник, читая вторую молитву, кладет руку на голову новокрещенного, произнося слова: «... возложи на него руку Твою державную и сохрани его в силе Твоея благости, некрáдомо обручение сохрани и сподоби его в Жизнь Вечную и в Твое благоугождение».

Потом «разрешает пояс отрочате и пелены» и, соединив края их, омокает их в чистую воду и кропит новокрещенного, говоря: «Оправдался еси, просветился еси, освятился еси, омылся еси именем Господа нашего Иисуса Христа, и Духом Бога нашего».

Затем совершает губкой, напоенной чистой (теплой) водою, самое омовение частей тела, помазанных елеем и Миром, произнося слова: «Крестился еси, просветился еси, миропомазался еси, освятился еси, омылся еси; во имя Отца и Сына и Святаго Духа, аминь».

Произносимые при омывании святого Мира слова имеют свое значение:

«оправдался еси» – указывает на прощение грехов;

«крестился еси» – на освящение души и тела в водах Крещения;

«просветился еси» – на просвещение души верою;

«миропомазался еси» – на Таинство Миропомазания;

«освятился еси» – относится к Причастию, которое новокрещенные получали в древней Церкви в течение семи дней;

«омылся еси» – указывает на совершённый обряд омовения.

Пострижение власов

Пострижение власов с древности было символом послушания и жертвы. Этот обряд предваряется молитвой, в которой священник испрашивает благословение Божье на новокрещенного. Затем крестовидно постригаются волосы на голове крестившегося. Священник при этом произносит: «Постригается раб Божий (имя) во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь». Пострижение волос на голове совершается в том же порядке, в каком благословляется голова: вначале постригается затылок, потом – верхняя часть лба, дальше – правая и левая стороны.

Затем священник собирает остриженные волосы и отдает одному из восприемников, который вминает их в комочек воска и опускает в купель.


Назад к списку